Творческое наследие Е. В. Честнякова

Ефим Честняков

Честняков. Тетеревиный король

Прошло более 40 лет с того дня, как сотрудники Костромского музея Изобразительных искусств привезли из экспедиции по Кологривскому району произведения мало кому известного художника Е. В. Честнякова. За это время сотрудниками музея во главе с В. Я. Игнатьевым, московскими и костромскими реставраторами, а также другими иссле дователями сделано немало для спасе ния, сохранения и популяризации творческого наследия Е. В. Честнякова. Про шли выставки во многих городах Рос сии, а также во Франции, Италии, Финляндии. Периодически публиковались научные и популярные статьи, из дана книга В. Игнатьева и Е. Трофимова «Мир Ефима Честнякова», альбом,
© Т. П.Сухарева, 2009
каталоги выставок. Библиография до вольно обширна. Сегодня мы не будем останавливаться на обзоре литературы и истории изучения творческого наследия Е. В. Честнякова. Отметим лишь то, что серьезной научной попытки осознать его творчество, как уникального явления русской культуры первой половины 20 века, пока не сделано. В то время как его художественное и литературное наследие настолько многогранно, что позволяет говорить о нем, как о художнике, поэте, мыслителе, педагоге, праведнике. Нет пока и понимания у жителей Костромской земли, что они обладают величайшим художественным и духовным сокровищем мирового уровня.
В предыдущие годы основное внимание уделялось изучению биографии Е. В. Честнякова, популяризации живописного наследия и незначительного числа литературных произведений. Не сделано серьезного искусствоведческого анализа живописного и графического наследия, до сих пор его называют художником примитивистом, или «рыцарем сказочных чудес», что в корне не верно. Нет также осмысления его многогранного творчества с культурологической и филологической точек зрения.
Одним из главных препятствий в изучении творческого наследия Е. В. Честнякова является тяжелое, по сохранности, состояние его рукописей и докумен тов. Из за бедственного положения Е. В. Честняков делал записи на бумаге плохого качества, мелким, с трудом разбираемым почерком, чаще всего, используя карандаш, который стирается и угасает. Работать с этими рукописями может только специалист – осторожно, кропотливо, медленно расшифровывая текст. Писал он почти без знаков препинания, отделяя одно предложение от другого двоеточием или троеточием. Долгие годы доступ к рукописям и документам был закрыт и для сотрудников музея. За сорок лет удалось спасти и со брать лишь часть творческого наследия Е. В. Честнякова, многое погибло, какое то количество находится в частных собраниях.
Е. В. Честняков был натурой очень цельной, все в его творчестве было взаимосвязано и художественные произведения, и стихи, и сказки, и театральные действа. Без понимания каждого из на правлений деятельности Е. В. Честняко ва невозможно понять цель его творчества, его мечту создать «могучую универсальную крестьянскую культуру».
Опираясь на опыт экспозиционной и просветительской деятельности по творчеству Е. В. Честнякова, начав работу по изучению рукописного наследия, мы предлагаем вашему вниманию новую постановку проблемы в исследовании творчества Е. В. Честнякова: «Православное миропонимание, как ос нова художественного творчества Е. В. Честнякова». Попытка рассмотреть его художественные и литературные произведения с православной точки зрения до недавнего времени не предпринималась, в советское время это было практически невозможно.
В Кологривском районе, на родине Е. В. Честнякова сложилась традиция почитать его как человека праведного и ради Христа юродивого. Его могила стала своеобразным местом паломничества не только для местных жителей. Ежегодно в день памяти Е. В.Честнякова 27 июня на его родину в деревню Шаблово приезжает много людей. В храме Богоявления в деревне Илешево служится панихида, совершается крестный ход к его могиле, водосвятный молебен на роднике у деревни Шаблово, названном «Ефимов ключик». Такое отношение к Е. В. Честнякову, как к человеку необыкновенному, праведному, даже святому, передается из поколения в поколения, хранились росписи, сделанные Силой так как еще при его жизни люди видели Ивановым. Были в нем, по свидетель в нем духовное начало. Подлинные вос ству местных жителей, большие иконы поминания и свидетельства о нем, запи Святителя Николая Чудотворца, Ильи санные сотрудниками музея и краеведа Пророка, архангелов Михаила и Гаври ми, как целителе и провидце, начинают ила, среди особо почитаемых воспоминаний приобретать характер легенд, но еще ют икону Божьей матери. Пребывание в живы люди, которые могут подтвердить, храме не могло не затронуть душу ма что Е. В. Честняков, несмотря на все ленького Ефима, его художественное превратности судьбы, был человеком видение мира начинало формироваться благочестивым. на основе традиций древнерусского ис
Наш экскурс в историографию воп кусства. Уклад жизни православной се роса мы начнем с биографии Е. В. Чест мьи, оказал огромное влияние на детс някова. Согласно метрической книге, он кое сознание Ефима Честнякова. В од родился 19 декабря (по старому стилю) ной из поэм (пока расшифрована лишь 1874 года в семье временно обязанного небольшая ее часть), посвященных вос крестьянина г. Лермонтова деревни поминаниям детства, мы встречаем уди Шаблово Василия Самойлова. Крещен вительно возвышенное описание утра в 22 числа. Семья была глубоко верую крестьянской избе: щая, о чем свидетельствуют воспомина
И рано утром встала баушка Орина
ния самого Ефима Честнякова. «Мы с
И в светеце зажгла огня…
дедушком Самойлом ходили по осеням И ясно осветилася избушка … новь собирать – для новой часовни … Когда спала ты добрая старушка.. он был часовенным старостой. Нас Давноли вечер был – она уже встречали везде хорошо и радуш оголень вздула.. но…»1. Православный образ жизни его И лапотки свои с молитвою обула.. семьи находит отражение во многих его Умылася из ковшика холодною водой.. воспоминаниях изложенных в стихот И стала пред иконою обычной чередой ворной форме: И шевелит губами, шепчет Божие слова
И крестится в поклонах и наклонилась…Стоит часовня на просторе Как памятник времен былых, голова..
Создание прадедов седых..2 Молитву кончила.. аминь произносила И мир душе своей на день грядущаго (?)
И с деревянной чешуей
просила.
Старинная глава на ней..
Благословенный час.. малютка
И деревянный крест святой..
в колыбели Снаружи ты в окошко посмотри Проснулося дитя другие на постели
– Увидишь живопись старинную
И слышит мир в словах старушки
внутри
сокровенный
То наши славные Лука и Сила
И в светлых грёзах сон благословенный
написали,
Смежает очи.. и опять дитя в постели
И в дар деревне живопись оставить
засыпает
приказали..3
Ефим Честняков с раннего детства посещал приходской храм Богоявления и Никольскую церковь в селе Илешево. В Богоявленском храме до сих пор со
И Божий мир над ним витает… И хоры ангелов поют в сияниях Святых и светлых Над колыбелью детских дней Небеснобеззаветных…4
Мы не располагаем документальны ми свидетельствами о том, как форми ровалось сознание Е. В. Честнякова в юношеские годы. Нам известно, что в 1889 году Е. В. Честняков успешно за кончил Кологривское уездное училище, а в 1894 – Новинскую учительскую се минарию в Ярославской губернии. Став учителем начальных классов, он не сколько лет трудился в учебных заведе ниях Костромской губернии. В этот пе риод он общается в среде сельской ин теллигенции, много читает, изучает литературу по философии, экономике, культуре, педагогике. Много рисует и пишет акварелью. В 1899 году, в возрас те 25 лет, он уезжает учиться в Петер бург, поступает в художественную мас терскую княгини Тенишевой, которой руководил И. Е. Репин, а в 1905 году ста новится вольнослушателем Академии Художеств.
Жизнь Е. В. Честнякова в Петербур ге во многом непонятна, о ней остались лишь обрывочные записи в его рукопис ных книгах. Можно предполагать на сколько сложно было молодому челове ку из сельской местности в богемной среде столичных художников. Но эта, не понимающая его среда, не сломала Ефи ма Честнякова, как сломала многих по этов, писателей, художников, выходцев из деревни. Здесь можно увидеть прови дение судьбы, которая дважды спасает его, во время трагических для истории России событий. В 1905 году, в связи с революционными волнениями, закрыва ется Академия художеств, Е. В. Честня ков возвращается на родину в деревню Шаблово, где создает уникальные живо писные, графические и литературные произведения. В 1913 году он «с грузом искусств» снова едет в Петербург, меч тает продолжить учебу у И. Е. Репина, встречается с художниками, видными представителями русской интеллиген ции (Чуковским, Шаляпиным), но не находит понимания. В 1914 году, после начала Первой мировой войны, он на всегда уезжает в родную деревню.
В глухой Кологривской стороне, хранящей патриархальный уклад рус ской жизни, не столь бурно и трагично воспринимались эпохальные события, прервавшие мирный, поступательный путь развития православной России. Возможно, свыше на него была возложе на миссия: запечатлеть в своих произве дениях и тем самым сохранить для бу дущих поколений духовный мир русско го крестьянства с его православной верой, народной культурой, взаимодей ствием с окружающей природой. Пере дать красивую мечту о всеобщем благо денствии в русской деревне.
Вместе со своими односельчанами Е. В. Честнякову пришлось пережить ре волюционные преобразования в дерев не и трагедию Великой отечественной войны. В 1920–30е годы на его долю выпало немало горьких событий: ото брали родительский дом, умерла сестра Татьяна и на его попечении остались двое племянников, была арестована и сослана в Казахстан его другая сестра Александра. Как человек образованный, и неблагонадежный для советской вла сти, он находился под наблюдением ор ганов НКВД. Какихлибо средств суще ствования, кроме небольшого огорода, он не имел, в последние годы жил пода яниями, принимал только постную пищу. Своей семьи Ефим Васильевич никогда не имел и вел праведный образ жизни. Говорил он со своими односель чанами притчами, предсказывал собы тия в чьейлибо судьбе, в том числе и начале войны, когото исцелял, о чем имеется немало свидетельств. Умер он 27 июня 1961 года в возрасте 87 лет.
Зная эти факты его биографии, можно понять и объяснить кажущееся странным для некоторых современни Художественных традиции древне ков поведение Е. В. Честнякова. Пред русского искусства, воспринятые Ефи ставители власти видели в нем местно мом Честняковым, пока не привлекли го дурачка, непонятные речи которого внимание исследователей. Вместе с тем, казались идеологически безопасными. при изучении его картин обращают на Такая форма поведения помогала ему себя внимание живописные и компози выжить, избежать обысков и арестов. ционные приемы, свойственные русской Для людей верующих он был блажен иконе. Икона была неотъемлемой часть ным в высшем смысле этого слова, ради духовного мира крестьянина, принад Христа юродивым. В послереволюцион лежностью русской избы. Ефим Честня ные годы, когда храмы были закрыты, он ков впервые в истории русского искус учил людей хранить в своем сердце пра ства ввел живописную картину, принад вославную веру. Это подтверждает и тот лежащую городской культурной среде, в факт, что в 1930е годы он вместе с ве крестьянскую среду и сделал ее доступ рующими женщинами создал храм в ной для понимания сельского жителя. лесу, под открытым небом, куда тайком Особенно любимы были Богородичные приходили молиться. Сейчас там уста иконы. Образ Богоматери был близок новлен поклонный крест. русской душе, понятен и доступен даже
Обратимся к его творчеству. Наибо неграмотным крестьянам. Вероятно, это лее хорошо известно и изучено живопис и повлияло на особенность художе ное наследие Е. В. Честнякова, но исто ственной системы Е. В. Честнякова. Не ки его художественной системы пока случайно крестьяне помещали картины еще не раскрыты полностью, ранее нами Ефима Честнякова рядом с иконами в отмечалось, что нет пока глубокого ис красном углу. кусствоведческого исследования его ху Рассмотрим несколько произведе дожественных произведений. Мы берем ний художника. Картина «Сказочный ся утверждать, что изобразительное мотив». Полотно написано не по зако творчество Е. В. Честнякова – это уни нам линейной перспективы. В нём про кальный сплав традиций древнерусско слеживается многоплановость русской го, народного и профессионально искус иконы. Пространственные планы пере ства. В его профессионализме убеждает, секаются, взаимодействуют и не меша полученное им образование и свидетель ют друг другу. Время здесь также как в ство И. Е. Репина: «У вас талант. Вы иконе условно. В разном масштабе пред идете своей дорогой, я вас испорчу. Это ставлены герои картины, разные по ме огонь, это уже ничем не остановишь. Вы сту действия события соединены в од уже художник…»5. О народных истоках ной композиции. Что это за события, мы творчества Ефима Честнякова есть не не можем сказать с полной определен сколько исследований. Мы приведем ностью, – в творчестве Честнякова мно слова М. А. Некрасовой о живописных го загадок. Возможно, это лишь сохра произведения Честнякова «Город Всеоб нившаяся часть большого произведения. щего Благоденствия» и «Щедрое ябло В картине «Сказочный мотив» важно не ко»: «Художественная структура поло столько конкретное действо, сколько тен здесь такова, что они свободно вхо духовное состояние героев, внутреннее дят в окружающую среду со своим душевное переживание. Художник стре поэтическим настроением. Эта черта мится выразить больше, чем внешне по народного искусства»6. казано в сюжете.
Картина «Женщины и дети». Худо жественная структура полотна напоми нает христианскую фреску. Русские кре стьянки и дети не стоят твердо на зем ле, как реальные люди, а скорее, предстоят, как святые, на фресках в хра ме. Так возвысить русское крестьянство, почти до уровня святости, не смог ни один русский художник. Обратим вни мание на фрагменты картины . Сравни вая очертания этих женских образов с иконографической схемой Богоматери «Одигитрия», в некоторых аспектах на ходишь некоторое стилистическое заим ствование. Как и в иконе, женские фи гуры изображены фронтально, иногда с небольшим наклоном головы. Ребенок на руке женщины «восседает» как мла денец Христос на руке Богоматери. В этой трогательной композиции рус ская женщина словно предстает пред Христом, являя миру свое дитя. На ли цах женщин и детей нет напряжения, взгляд не затуманен страстями, это про светлённый взгляд из глубины уже дру гого мира. Одухотворённого крестьянс кого мира, ушедшего в вечность.
Ефим Честняков часто писал свои картины для театральных постановок, включал их в действо. Они иллюстриро вали многочисленные его литературные произведения. Так, например, в картине «Чудесное яблоко» , написанной на сю жет его известной сказки, заложен глу бокий сакральный смысл. В ней расска зывается о том, как старик нашел в лесу большое яблоко и хотел увезти его в де ревню, но не смог. Сидящие на дереве тетерев и сова объяснили ему, что толь ко совместными усилиями можно сдви нуть тележку с места. Заканчивается эта сказка словами:
«Привезли домой яблоко, и вся де ревня сбежалась, глядит:
.– Кто вам дал? – спрашивают.
.– Бог дал,– отвечает дедушко.

Почали. Стали пробовать: сладкое, душистое, рассыпчатое. “И мне, просят, и мне!”
Дедушко дает всем. Вся деревня на елась, похваливают: такогоде дива не слыхивали.
И ели дедушко и бабушка, мужик и баба и ихние ребята –
парнеки и девоньки… Кушали сы рым и печеным, и в киселе,
и перемерзлым, когда пришли холо да. Соседям всем завсегда давали, осо бенно кто захворает. И хватило им яб лока на всю осень и зиму до самого Хри стова дня»7.
В этом произведении заложена вы сокая духовнонравственная христиан ская идея: «Поделись с другим, и тебе хватит». Только совместными усилиями крестьяне смогли привезти яблоко в де ревню, и ели его потом всем миром. Де ревенская культура основана на коллек тивном труде, в одно время и сеяли, и урожай собирали. Праздники отмечали тоже вместе. Только всем миром могли выстоять русские люди, поэтому в про изведениях Честнякова мы всегда встре чаемся с общностью людей.
Во многих картинах и сказках Е. В.Честнякова встречаются элементы русской фольклорной традиции, как, например, в картинах «Аленушка у мед ведушки», «Тетеревиный король». Люди уважительно относятся к миру живот ных, понимают язык птиц и зверей, а они платят им добром. Живя в крестьянской среде, он с раннего детства впитывал в себя народные предания, сказки, песни
– всю ту народную мудрость, котораябыла заключена в неповторимых поэти ческих формах. В творчестве Честняко ва мы видим переосмысление огромно го пласта фольклорной культуры через систему духовнонравственных ориенти ров православия. Не заключена ли в его произведениях идея соборности всего мира тварного? Приведем слова князя духовное начало в лицах своих одно Евгения Трубецкого: «Собор всей твари сельчан, поэтому и созданные им худо как грядущий мир вселенной, объемлю жественные образы просветлены, ико щий и Ангелов и человеков и всякое нографичны. дыхание земное, такова основная хра Всю свою жизнь Ефим Честняков мовая идея нашего древнего религиозно писал стихи, сказки, драматические го искусства, господствующая в древней сценки для детского театра. В его руко нашей архитектуре и в живописи»8. писных книгах мы встречаем размышле
В огромной программной картине ния о жизни, о Боге. «Город всеобщего благоденствия» выра Единственный из исследователей, ко жен масштаб преобразующей силы ис торый с научной точки зрения занимался кусства. Художник показал «красоту «словесностями» Ефима Честнякова» и своих грез», веруя, что построенная кол опубликовал ряд статей, известный фило лективным трудом «универсальная кре лог Вячеслов Сапогов писал о его руко стьянская культура» принесет всеобщее писном наследии: «По существующим благоденствие. В картине показан ска текстологическим правилам эти тексты зочный праздник, счастливы все, а боль следует считать черновиками, так как к ше всех старики и дети. Вглядываясь в одной и той же теме автор возвращается лица героев, понимаешь, что это празд по нескольку раз и в разное время. Мы ник души, свободной и светлой. В этой привыкли к тому, что художник, получив крестьянской утопии заложен богатый ший статус крупного, великого, гениаль духовный опыт русского народа. ного, имеет право на внимание к любому
Особой чистотой и непорочной кра его черновику или обрывку записи. Пусть сотой пленяют лица детей в произведе в случае с Ефимом Честняковым будет ниях Ефима Честнякова, у них он нахо наоборот: Обратим внимание и будем чи дил понимание, и для них он трудился. тать его черновики. Право, они стоят Образ крестьянской девочки в портрете того»9. Приведем несколько выдержек из «Портрет девочки в белом платке» на недавно расшифрованных размышлений полнен внутренней духовной красотой Ефима Честнякова о Красоте, о Боге: и чистотой. Так почувствовать, понять и «Красота соблазнительна для греха. Грех изобразить внутренний мир ребенка мог разрушает Красоту. Не указывайте на Кра лишь тот, кто сам жил праведной, духов соту.. вот она виновата.. Это не Красота, ной жизнью. Виноват грех Красота – святое.. Что не
Композиция картины «Крестьянс свято, то не Красота. Борьба святого с гре кие дети» построена по пространствен хом.. Красоты с безобразием… формы ным законам классической картины. По с хаосом…бытия с небытием… света содержанию, по соподчиненности геро с тьмою… Красота – добродетель.. святая.. ев произведение близко стилистике рус по природе своей чужда насилию. Он – ской церковной живописи. Особого вни грех.. безобразен в противоположность мания заслуживают центральная фигу прекрасному. .. Он тьма.. разрушение, ра ангела и стоящая справа девочка. бездна.. смерть.. Красота – свет, созидание, Может быть это символ чистой души, творчество.. вечность.. жизнь.. близко находящийся к миру Божьему? Красота – награда живущему – цель Живя в задавленной тяжелым трудом, и смысл всему. полуграмотной, не понимающей его кре Родился сын Божий жил на земле стьянской среде, Ефим Честняков видел без греха: образец чистоты Святой выс шей красоты.. которую превзойти невоз можно.. Жизнью и словами учил Он пути к прекрасному… люди сыны чело веческие и дети Божьи, но грешные.. а Он сын человеческий и сын Божий без грешный невинный страдал и умер от насилия..
Он есть Творец и начальник жиз ни..»10.
Православное видение мира просле живается во многих произведениях Ефи ма Честнякова и лучше чем он сам о сво ем внутреннем мире не скажет никто:
.– О чтоже делать мне? – Прости

.– Я не могу простить – вот мечИ пусть рассудит нас Творец..
–Твой меч опять вложи в ножны –
Мечом бороться не должны..
Кто меч извлёк – мечом погибнет
Враждой – вражду себе воздвигнет..

.– Твой меч – терпенье без конца
В заветах Господа Творца..11

Это диалог одного из героев Ефима Честнякова, но не приходилось ли ему самому смиренно принимать все удары судьбы? Он пишет о том, что было пере жито и выстрадано на его жизненном пути. Ефим Честняков устами своих ге роев говорит об избранном им пути сми ренного страдальца, праведника. В сво их стихах он часто обращается к Богу:
Ах, дети милые, молитесь
К Святому Господу Христу.
Не исцелит ли Он, Спаситель,
Мою печальную болезнь.
Своей гордынею мятежной
Небрежен я в делах Твоих
И стал во многом неприлежный
И чтото плач давно затих.
О, научи творить святое,
Служенью в жизненных судьбах.
И воскреси моё былое,
И укажи труды в избах…12
На сегодняшнем этапе изученности рукописного наследия Ефима Честня кова можно уже со значительной долей объективности сказать, что православ ная тематика занимала большое место в его литературном творчестве.
Страдалица наша, Отчизна младая Хоть в новом наряде, но скорбно худая, Так много невзгоды она испытала И вот измождённая слабая встала.. И руки и ноги несмело дрожат.. Спешите же дети ее поддержать.. Не хвастайте с другом, не ссорьтесь
с врагом Трудитесь и думайте все о благом… Не место восторгам, не время рыдать.. Спешите Отчизне питание дать… Терновые лозы в отставших веках Все новые слезы на впавших щеках… И тяжкую думу.. безмерные муки Берите без шума на верные руки. Не следует, братья, стучать и вопить, Но беднойто матери дайте испить. Убойтеся Бога, не мыслите мстить Того и другого стремитесь простить.. С душою великою сын просвещенья Не должен носить в себе сил отомщенья. Стремящийся к миру, нигде не враждуй И счастья светильник в душе не задуй13
Это стихотворение написано после революции, но как актуально оно звучит сейчас.
Приведенные факты дают повод го ворить о том, что Е. В. Честняков и в жизни, и в творчестве шел по пути свя тости. Он был глубоко православным человеком. Вокруг имени Ефима Чест някова ведется много споров, спекуля ций, предпринимаются многочисленные попытки трактовки творчества Е. В. Че стнякова с рериховских позиций, весь ма далёких от православия. Наша зада ча на современном этапе изучить жизнь и творческий путь Е. В. Честнякова с различных точек зрения, не делая по спешных выводов. Необходимо донести до современников и будущих поколений истину о праведном пути Ефима Чест някова, его служению искусству.

Примечания
1 КП – 8089. Книга. 3. – С. 160.
2 Во всех приведённых текстах Е. В. Честнякова сохранена авторская пунктуа ция.
3 КП – 8086. Книга 2. – С. 53–55.
4 КП – 8086. Книга 2. – С. 257.
5 КП – 8089. Книга 3. – С. 248.
6 Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М., 1983. – С. 38.
7 Цит. по кн. Игнатьев В., Трофимов Е. Мир Ефима Честнякова. – М., 1988. – С 201, 204.
8 Трубецкой Е. Храм – молитвенное го рение к небесам. – В кн.: Православная ико на. Канон и стиль. К Богословскому рас смотрению образа.[Сб.ст.] – М., 1998. – С. 226.
9 Сапогов В. Сочинял словесности… //
Слово, 1993. – № 1–2. – С. 32.
10 КП – 8089. Книга 3. – С. 250–254.
11 КП – 8086. Книга 2. – С. 145–147.
12 КП – 8087. Книга 1. – Л. 160 об.
13 КП – 8089. Книга 3. Без №. После
с. 192.

Альманах Светочъ №5

Ефим Честняков

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *