Церковь Николая Чудотворца и колокольня в Авраамиево-Городецком монастыре

 

Церковь Николая Чудотворца — один из немногих дошедших до настоящего времени надвратных храмов сер. 17 в., сохранивших не только свою объемную композицию, но и ценные элементы фасадного декора. Здание расположено на склоне холма, ниже основной территории монастыря. В настоящее время перед входом в храм устроено деревянное крыльцо с шатром и мостиком-переходом, а с юга — деревянная галерея с навесом.

Прямоугольный в плане объем двухэтажного здания, вытянутого по линии ограды с севера на юг, завершен пологой вальмо-вой кровлей, над которой на квадратном в плане постаменте поставлен двухъярусный граненый глухой барабан, увенчанный маленькой луковичной главкой. Углы торцового северного фасада, к которому обращен алтарь, на втором этаже срезаны. В фасадной композиции здания преобладают горизонтальные членения, подчеркивающие деление его на два этажа, первый из которых является проездными воротами, а второй — небольшим храмом с притвором. Между несложными грубоватыми профилировками цоколя и междуэтажного карниза введены узкие полоски поребрика, Венчающий карниз с деревянной выносной плитой дополнен фризом из квадратных терракотовых блоков с орнаментом. Структура членений протяженных фасадов различна. Западный (внешний) разделен лопатками на три части. В левом и среднем пряслах нижнего этажа в плоских прямоугольных нишах помещены две арки — левая для проезда, средняя — для пеших путников. В правом прясле находятся два маленьких арочных окошка, заглубленных в широкие прямоугольные ниши. Центр композиции на втором этаже подчеркнут крупным киотом с двускатной митровой перемычкой. В левом прясле находятся два арочных окошка в прямоугольных рамках из валиков, разделенные промежуточной лопаткой, в правом — одно такое же окно. На восточном (внутреннем) фасаде в нижнем этаже повторена композиция проездных арок, однако меньшая здесь заложена с устройством двери и маленького окошка. Верхний этаж в соответствии с внутренней структурой разделен лопатками на две части. В левой находится вход в храм, смещенный к средней лопатке, в правой — равномерно расставленные окна, разделенные лопатками и оформленные аналогично окнам противоположного фасада.

Внутри проездные арки перекрыты Коробовыми сводами с распалубками над проемами и внутристенными нишами. Сам храм завершен лотковым сводом, усложненным распалубками над проемами, южный притвор — коробовым сводом с распалубками.

Колокольня, возведенная в формах русско-византийского стиля, — один из лучших примеров реализации образцового проекта К.А. Тона в провинциальном культовом строительстве 2-й пол. 19 в. Столпообразное пятиярусное сооружение делится по высоте на три части. Два нижних яруса четверик и равный ему по площади второй четверик со срезанными углами (здесь планировалось устроить надвратную церковь) — играют роль своеобразного постамента. Водруженные на этот постамент уменьшенные по площади третий и четвертый ярусы — также четверики со срезанными углами — почти дословно повторяют друг друга. Венчает композицию пятый цилиндрический ярус, увенчанный луковичной главой с крестом.

Все ярусы, кроме второго и верхнего, имеют однотипную фасадную композицию. Арки, прорезанные по странам света, оформлены профилированными архивольтами, опирающимися на пилястры или импосты (в четвертом ярусе). Фланги основных граней подчеркнуты плоскими пилястрами, несущими антаблемент с филенчатым фризом, дополненный в четверном ярусе невысоким аттиком с круглыми проемами для часов. Узкие диагональные грани декорированы вертикальными филенками. Особенность нижнего яруса состоит в том, что по оси север-юг он прорезан проездной аркой, а на двух других гранях имеет по арочному окну, при этом декоративное оформление стены с пилястрами, несущими полуциркульный архивольт, сохранено. Наиболее нарядна композиция второго яруса, основные грани которого прорезаны тремя высокими арками, напоминающими византийские окна. Они обрамлены килевидными архивольтами, опирающимися на филенчатые пилястры. На диагональных гранях им отвечает аналогично оформленная арочная ниша. В расширенный антаблемент введен аркатурный фриз и пояс из квадратных нишек с крестами. Цилиндрический верхний ярус прорезан восемью высокими арками с килевидными архивольтами. В узких простенках поставлены гладкие пилястры, несущие раекрепованный над ними антаблемент.

Проезд, пересекающий нижний ярус колокольни в средней, чуть расширенной части со срезанными углами, перекрыт восьмилотковым сводом с узкими диагональными гранями. Две овальных камеры по сторонам проезда (в одной размещалась лестница, вторая имела хозяйственное назначение) имеют самостоятельные входы на южном фасаде. Центральное помещение второго яруса, окруженное обходной галереей, а также площадки третьего и четвертого ярусов перекрыты восьмидольными сводами с узкими диагональными лотками, в шелыге которых устроены круглые отверстия для лестницы. Венчающий ярус завершен куполом.

Келейный корпус — пример крупного жилого здания в формах позднего классицизма. Оно имеет план, близкий Г-образному: большее крыло вытянуто по оси север-юг, меньшее — примыкает к левому флангу восточного фасада. Эту композицию усложняют выступы ризалитов на восточном торце меньшего крыла, во внутреннем углу при сочленении крыльев и на правом фланге восточного фасада. Из-за значительного понижения рельефа со стороны главного западного фасада здание выглядит двухэтажным, а с остальных имеет три этажа. Объем завершен системой вальмовых крыш. Горизонтальная протяженность объема подчеркнута мерным ритмом прямоугольных окон без наличников (на главный фасад обращено 17 осей проемов), объединенных на уровне подоконников широкими гладкими поясами, ограниченными сверху и снизу плоскими полочками. Венчающий карниз образован выступами кирпичной кладки в основании деревянной выносной плиты. Перед главными входами в здание, размещенными на 1-й и 11-й осях западного фасада устроены деревянные тамбуры.

Планировка сформирована центральным продольным коридором с двухсторонним расположением помещений.

Гостиница. Уцелевший фрагмент здания позволяет охарактеризовать его как интересный пример использования готических форм в архитектуре сер. 19 в. Фасады прямоугольного в плане двухэтажного здания были прорезаны двумя рядами стрельчатых окон в рамочных наличниках, следующих в мерном ритме. Легкие раскреповки закрепляли фланги 15-осевых продольных фасадов. Крайние окна подчеркивались двумя пилястрами, не доходящими до линии междуэтажного и венчающего карнизов. Композиция с оформлением фланговой части хорошо читается на сохранившемся фрагменте.

Ограда представляет собой сравнительно невысокую глухую кирпичную стенку, завершенную узким карнизом из двух полок и расчлененную снаружи низкими контрформами, появившимися не позднее сер. 19 в. Северные ворота имеют вид прямоугольного в плане высокого плоского пилона, прорезанного аркой. Над венчающим его фризом, украшенным квадратными впадин-ками-ширинками, возвышается горизонтальный аттик с полукруглым фронтоном над центром. Правее ворот в стене ограды устроена арочная калитка.

Уцелевшая северо-восточная башня имеет композицию типа восьмерик на четверике и завершена восьмидольной кровлей. Нижний четверик разделен по вертикали на три части; цоколь выделен уступом, а две верхние полосы завершены карнизами с поясом поребрика. Основные грани восьмерика, выделенные раскреповкой, декорированы арочной нишей с клинчатым замком в вершине, а диагональные — небольшими прямоугольными ложными окнами профилированными подоконниками и венчающими их сандриками с капельками. В завершении яруса проходит карниз, образованный нависанием нескольких рядов кирпичной кладки. Внутри четверик имеет плоское деревянное перекрытие, восьмерик завершен восьмилотковым сводом.

Лит.:

Чухломской Авраамиев Городецкий монастырь, 1859; Прилуцкий, 1861; Памятная книга для Костромской епархии, 1868, с. 115-117; Зверинский, 1892, с. 46, № 597; Холмогоровы, 1895, с. 112-117; Сооружение раки преподобного Авраамия, 1896; Юдин, т. 1, 1902, с. 124-128; ИАК, вып. 31, 1909, с. 275-276; Тиц, 1971, с. 64-70; Кудряшов, 1975, с. 16-21, 134-138, Вой-тюк, 1991, № 2, с. 22-25; Преподобный Авраамий Городецкий, 1996; Зонтиков, 2000,    с. 161-163;Православные монастыри России, 2000, с. 73; Монастыри России, 2001,    с. 141; «И повелел братии жить на горе», 2001, JV& 3, с. 17-19.

ГАКО. Ф. 130. On. 2. Д. 871; On. И. Д. 1934. Лл. 1-2; On. 12. Д. 302.

РГИА. Ф. 218. On. 4. Д. 170, 748; Ф. 446. On. 20. Д. 1. Лл. 169, 169 об.; Ф. 796. On. 128. Д. 2200. Лл. 13, 14.

Фототека ГНИМА. Ф. «Уникальные фото».

Чухломский филиал Костромского историко-архитектурного музея-заповедника. Кп № 900, инв. JVe 1353, 1356/4, 1361.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.