Съемка при естественном освещении

съемочный процесс в цветной фотографии

Цветное фотографирование при естественном солнечном освещении, или натурная съемка, предоставляют фотографу максимальное разнообразие условий для получения колоритного изображения.

Многообразие постоянно изменяющихся условий и выбор лучшего цветового и композиционного варианта требуют особого умения видеть свет на натуре, знания закономерностей, по  которым  изменяются условия  цветного освещения.
При съемке в кадре может находиться множество объектов, расположенных от объектива на расстояниях от нескольких метров до двух-трех десятков километров. Цвет изображения этих объектов может изменяться в самых широких пределах в зависимости от состояния атмосферы, высоты солнца, времени года и множества других причин.

Атмосферная дымка оказывает заметное влияние при съемке удаленных объектов, например горных массивов. Прямые лучи солнца при прохождении через слой атмосферы частично поглощаются, рассеиваются и многократно отражаются молекулами газа, частицами влаги и пыли. Отраженный от земной поверхности свет также рассеивается этими частицами, в результате чего в фотоаппарат на каждый участок светочувствительного слоя падает не только свет, отраженный непосредственно от объекта, но и некоторая порция световой энергии, равномерно распределенная на всей поверхности изображения (яркость дымки). При этом резко снижается контраст между двумя удаленными объектами.

Дымка изменяет также цветность предметов. Дымка обладает избирательным спектральным поглощением, имеет голубоватый оттенок и обусловлена рассеянием и поглощением света очень мелкими частицами вещества атмосферы, сравнимыми с длиной волны сине-фиолетовой части видимого света. Это рассеяние света увеличивается с уменьшением длины волны, что вызывает голубой оттенок удаленных предметов и объясняет голубой цвет неба. Космические исследования подтверждают, что аа пределами атмосферы «небо» не имеет голубой окраски и выглядит черным.   —
Более крупные частицы пыли и влаги рассеивают свет неизбирательно и образуют неселективную серую дымку, которую можно наблюдать над промышленными городами или после лесного пожара. Практически наблюдаются одновременно обе разновидности дымки, и большая или меньшая ее голубизна зависит от соотношения мелких и крупных частиц в атмосфере.
Дымка является прекрасным средством выражения пространственного расположения предметов, «воздушная перспектива» на снимках прежде всего зависит от наличия и цветности дымки. Ее нельзя не учитывать при съемке удаленных ландшафтов, горных пейзажей и других объектов. В кинематографической практике пользуются приемом искусственного задымления воздуха для создания эффекта воздушной перспективы при съемках близко расположенных декораций. Умело выбранные условия съемки позволяют фотографу с помощью дымки создать иллюзию пространства, подчеркнуть многоплановость объектов, расположенных в кадре.

Солнечное освещение, с помощью которого строится изображение в натурной съемке, складывается из направленного солнечного света, который непосредственно падает на объект съемки, создавая глубокие тени, и диффузного потока, освещающего объект со всех сторон, смягчающего контраст теней. От соотношения этих двух потоков зависит не только общий контраст светотеней,  но  и  цветность деталей,  расположенных в тени. Так, при чистом голубом небе и прямом солнечном освещении тени всегда имеют голубоватый оттенок и контраст очень высок, а при сплошной белой облачности голубизна в тенях исчезает и общий контраст смягчается. Условия естественного освещения на натуре изменяются от следующих причин: 1) высота солнца над горизонтом; 2) наличие облачности; 3) горизонтальное или вертикальное расположение освещаемых поверхностей.
Высота солнца над горизонтом влияет не только на величину теней, но и на общую освещенность предметов и на спектральный состав излучения, достигающего земли. Время съемки, близкое к закату или восходу, когда высота солнца над горизонтом не превышает 13—15%, принято называть временем «эффектного освещения». Этот период съемочного дня часто используется для съемки пейзажей и удаленных ландшафтов как при расположении оптической оси аппарата «по солнцу», так и «против солнца». В эти часы наблюдаются самые длинные тени, а светлые поверхности имеют багряный оттенок. Цветовая температура светового потока близка к 2000—3000 К, а тени освещены почти в 10 раз слабее, чем вертикальные поверхности. Разумеется, наличие облачности и снегового покрова смягчает контрастность и изменяет цветность освещения.
Увеличение высоты солнца над горизонтом значительно сокращает путь солнечных лучей в атмосфере, и в спектре экспонирующего света увеличивается количество синих лучей. Кроме того, тени вертикальных предметов укорачиваются и их контраст уменьшается за счет подсветки голубым светом неба, которое начинает светиться более интенсивно.
Время, в течение которого высота солнца находится в пределах от 15 до 60°, называют «периодом нормального съемочного освещения». Общая интенсивность освещения в этот период увеличивается. В это время спектральный состав светового потока характеризуется цветовой температурой около 6000—7000 К, на которую и рассчитана балансировка пленки типа ДС.
В период «нормального освещения» наблюдается и наибольшее постоянство спектрального состава излучения, меньшие различия по яркости и цветности имеют теневые участки и освещенные поверхности как вертикальные, так и горизонтальные.
Съемку портретов на воздухе лучше всего производить именно в этот период, так как тени смягчены и цветовые оттенки наиболее выразительны.
В южных районах в летнее время принято выделять «зенитное» освещение, в то время, когда солнце занимает положение близкое зениту. Освещение в «зенитное» время приобретает специфический характер: тени становятся очень короткими и контрастными, вертикальные поверхности имеют значительно меньшую  яркость  по сравнению  с  горизонтальными,  теряется
126
объемность и цветность предметов. В результате пейзажи приобретают «жесткий» невыразительный характер, глубокие вертикальные тени искажают лица, лишают их мягких полутоновых переходов, необходимых для художественного портрета. Спектральный состав «зенитного» освещения характеризуется самыми высокими значениями цветовой температуры до 10 000—12 000 К.
Общая освещенность предметов при этом по_сравнению с периодом  «нормального»  освещения увеличивается  в  2—3  раза.
Снеговой покров также влияет на освещенность предметов. От поверхности снега отражается более 90% солнечного света, который сильно смягчает контраст теней, образованных прямыми лучами солнца. Участки снега, расположенные вблизи от снимаемых объектов, образуют дополнительную подсветку теней, действуя как диффузные отражатели. При съемке портретов на снежном фоне можно воспользоваться этим влиянием для смягчения теней на лице и создания нужного светового рисунка.
Зимой из-за общей высокой яркости окружающей снежной поверхности фотограф часто ошибается при определении выдержки. Используя в таких условиях экспонометр, нужно тща-телько следить за тем, чтобы измерять яркость только сюжетно важной части объекта; посторонний свет, отраженный от снежной поверхности, сильно увеличивает показания прибора, и сюжетно важные участки изображения часто оказываются недодержанными.
Наличие снегового покрова в период «эффектного» освещения увеличивает общую красноватую окраску объектов и еще более смягчает тени вертикальных предметов.
Облачность сильно влияет на условия освещения во все периоды съемочного дня. При открытом солнце легкая перистая и кучевая облачность увеличивает общую освещенность; но закрытая часть неба уменьшает количество голубых лучей в общем световом потоке, т. е. снижает цветовую температуру. Особенно сильно подсвечиваются светом, отраженным от облаков, тени от вертикальных предметов. Так, освещенность в тени за счет подсветки белыми облаками может увеличиться в 2— 2,5 раза, тогда как на- открытой поверхности освещенность увеличивается в этих же условиях лишь на 25%. Это обстоятельство особенно важно для портретной съемки, так как прямой свет создает на лице нужный светотеневой рисунок (рисующий свет), а свет, отраженный облаками, смягчает тени и создает плавные переходы от света к тени (заполняющий свет). Увеличение облачности при полностью закрытом солнце приводит к резкому снижению общей интенсивности и контрастности освещения. В этих условиях и горизонтальные и вертикальные поверхности имеют практически одинаковую яркость, тени отсутствуют, и светотеневой рисунок в портрете теряется.

Диффузное освещение увеличивает влияние подсветки от близко расположенных окружающих предметов, поэтому при выборе места съемки и компоновке кадра следует избегать значительных по площади, ярко окрашенных поверхностей, Если в черно-белой фотографии диффузное освещение вообще нежелательно, то при сплошной облачности в цветной фотографии, наоборот, можно добиться выразительного художественного снимка  в  мягких,  приглушенных  цветовых оттенках.
Большинство снимков, сделанных «на натуре», содержит ряд природных объектов, имеющих характерную, присущую только им цветность. Чаще всего снимки содержат изображения следующих объектов.
Небо бывает практически на всех снимках и занимает-иногда более половины площади кадра. Наше представление о небе всегда связано с его голубым цветом. Однако чистая голубизна неба наблюдается в очень хорошую безоблачную погоду. В других условиях небо может принимать множество цветовых оттенков, и каждый оттенок для фотографа является средством художественного выражения.
Небо над морем, большими озерами и лесными массивами вследствие насыщенности водяными парами имеет менее насыщенный голубой оттенок, кажется белесым. В районах обширных степей, особенно в сухую погоду, небо у горизонта приобретает пепельно-серый, а иногда и желтоватый оттенок. Высоко в горах небо всегда чище, темнее, горный пейзаж с мягким нежно-голубым небом кажется неестественным, неправдоподобным. Все это следует учитывать при печати и использовать в качестве выразительного художественного средства.
Естественная зелень также встречается почти-на всех летних снимках. Ее цвет обусловлен прежде всего хлорофиллом, отражающим зеленые лучи и поглощающим красные. Однако наблюдательный глаз заметит, что даже в одно время года зелень различных растений отличается по цвету. Установлено, что южные растения часто имеют красновато-бурый оттенок, а северные и высокогорные, отражающие больше голубых лучей,— голубоватый. Цвет зеленой растительности зависит и от ее фенологического состояния; весной и в начале лета характерен нежный светло-зеленый цвет, который к концу лета становится более темным. Осенью трава становится белесой и бурой, а листва деревьев приобретает гамму теплых ярких тонов: от светло-желтого до ярко-красного и коричневого. В этот период цвет листвы очень удачно контрастирует по цвету с голубым цветом неба и предоставляет фотографу множество интересных решений.
Водная поверхность по яркости и цвету зависит не столько от свойств самой воды, сколько от угла наблюдения и угла падения солнечного света, глубины водоема, характера дна, цвета и яркости отраженных предметов, а также от структуры ее поверхности. Сочетание этих факторов придает воде самые разнообразные цветовые оттенки, и задача фотографа состоит в том, чтобы подчеркнуть, выявить особенности цвета воды, важные в том или ином художественном решении снимка.
Снеговой покров отражает видимую часть спектра неселективно, обладает самой высокой отражательной способностью из всех природных объектов, поэтому цвет заснеженной поверхности определяется цветностью светового потока, его освещающего. Цветные оттенки снега изменяются от светло-розового на участках, освещаемых прямым солнечным светом, до голубого и темно-синего, в глубоких резких тенях. Это сочетание бело-розового и голубого составляют основную выразительную особенность цветного снежного пейзажа. Наиболее ответственной операцией при съемке заснеженных поверхностей является определение правильной экспозиции, при которой в фотографическую широту пленки укладываются не только все светотеневые переходы самого снега, но и другие детали, входящие в кадр. Неправильная оценка интервала яркостей служит основным источником ошибок в съемке цветных сюжетов зимой.
Цвет лица в цветном портрете должен удовлетворять самым жестким требованиям, так как при оценке «естественности» цветопередачи всего кадра главное внимание уделяется воспроизведению цвета лица. Вместе с тем телесный цвет имеет множество оттенков, связанных как со спектральным составом освещающего светового потока, так и с физическим и психическим состоянием человека. Цветные оттенки кожи лица настолько тонки, что при рассматривании отдельного лица часто не улавливается их специфика и только в сравнении с другими лицами мы находим различия.
Умение подчеркнуть, выделить характерное в цвете лица и составляет самую важную часть в работе фотографа-художника. Выполняя эту задачу, следует помнить, что лицо в портрете никогда не рассматривается отдельно от окружающей обстановки и цвет предметов, включенных в кадр, может подчеркнуть или, наоборот, приглушить оттенки лица. Психофизиологические особенности цветового зрения, явление одновременного цветового контраста, оказывают значительное влияние на восприятие цвета объекта, изображенного на фоне других разноцветных предметов. В частности, выбор цвета фона во многом определяет колорит портрета.
Правильный выбор спектрального состава экспонирующего света и цветового оттенка фона позволяет воспроизвести цвет кожи, характерный для данного лица и соответствующий всему художественному замыслу.

Физическая сущность процесса отражения, независимо от спектрального состава падающего света и свойств зрения, объективно характеризуется кривыми спектральной отражательной способности.

съемочный процесс в цветной фотографии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

часы вне времени