Житие преподобномученика Симона Воломского

А. Н. Говорова*

Преподобный Симон Воломский. Миниатюра из Жития (ГИМ, Синодальное собр., № 406, л. 1 об.). Конец XVII в.

Преподобномученик Симон Воломский (18 сентября 1585 г.1— 12 июля 1641 г.) принадлежит к сонму местночтимых Вологодских святых. Основным источником сведений о нем является его Житие. Св. Симон (в миру Симеон) родился вблизи Волоколамска, в вотчине Иосифо-Волоколамского монастыря. В 1606 г. окрестности города сильно пострадали в результате боевых действий между правительственными войсками и армией И. И. Болотникова. Семья св. Симона осталась без средств к существованию, а сам он отправился в Москву и поступил в ученики к портному. Обучившись ремеслу, преподобный ушел в Великий Устюг, а затем в Соловецкий монастырь, где прожил 3 года, работая портным. В обители преподобный «научися Божественному писанию». Затем он направился в Черногорский Макариев монастырь на реке Пинеге и в 1609 г.2 принял монашеский постриг. Зная о стремлении св. Симона к уединению, игумен Черногорского монастыря Макарий благословил его на пустынножительство. В поисках места для уединения преподобный побывал в Новгороде, Ладоге, Кореле, Москве, Вологде и добрался до Устюга. Здесь он услышал про пустынное место на реке Кичменге (приток реки Юг), примерно в 65 км к юго-западу от Устюга, в Воломских лесах. Здесь 26 июля 1613 г. прмч. Симон поставил небольшую келью, вокруг которой позднее вырос Крестовоздвиженский монастырь, известный также как Симоно-Воломская пустынь.

5 лет провел святой в уединении, молясь и обрабатывая расчищенную им от леса землю. Живущие в близлежащих деревнях крестьяне помогали ему, подавая пропитание и семена для посева. Постепенно к подвижнику стала собираться братия. Некоторые из окрестных жителей это восприняли с недовольством. Они всячески вредили св. Симону, желая изгнать его. Тогда преподобный отправился в Москву, чтобы получить разрешение на строительство монастыря. Царь Михаил Федорович дал святому жалованную грамоту, по которой прмч. Симон получил во владение земли в радиусе 10 верст вокруг основанной им обители.

Постройка Крестовоздвиженской церкови. Роспись на северной стене Крестовоздвиженской церкви (1760 г.)

По возвращении подвижник построил на Воломах церковь в честь Воздвижения честного и животворящего Креста, однако ее почти сразу сожгли крестьяне. Св. Симон вновь отстроил церковь и отправился в Ростов, где митрополит Ростовский и Ярославский Варлаам (Старорушин; 1619–1652 гг.) 23 января 1620 г. рукоположил его во иерея и благословил освятить вновь построенную церковь. Однако крестьяне, претендовавшие на пожалованные святому угодья, не оставляли надежды его изгнать. 12 июля 1641 г. преподобномученик оставался в монастыре один, все остальные иноки были в Устюге на праздновании памяти прп. Прокопия Устюжского. Зная об этом, крестьяне пришли в монастырь и стали требовать у св. Симона царскую жалованную грамоту. Не получив желаемого, они начали пытать святого, а потом отсекли ему голову3. Вернувшиеся из Устюга монахи похоронили преподобномученика с левой стороны от Крестовоздвиженской церкви, над могилой подвижника была поставлена часовня. Уже в 1645 г. началось местное почитание святого. Многие люди по молитвам прмч. Симону получали исцеление. В 1647/48 г. старец устюжского Архангельского монастыря Исаия (Гольцов) написал икону святого. Новый образ создал в 1681 г. иконописец Михаил Гаврилович Чистый4, икону торжественно встретили в монастыре и поместили на гроб святого, где она находилась до начала XX в., а после разорения церкви была утрачена.

Сведений об основанном прмч. Симоном монастыре сохранилось немного. В 1691 г. строитель Симоно-Воломской пустыни иеромонах Питирим подал архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому Александру (1685 г.— 19 июля 1699 г.) челобитную о благословении на строительство церкви в честь Воскресения Христова (см. приложение 1, документ № 2). Следующее известие о монастыре относится к 1702 г., когда было составлено его описание (см. приложение 1, документ № 3). К этому времени строительство Воскресенской церкви было уже закончено. Ее поставили вместо часовни над мощами основателя монастыря: «В той же церкви мощи и гробница преподобномученика Симона Воломского, нового чюдотворца. Над ним образ его святый, на гробнице покров бархатной черный, крест круживной золотный. Кругом гробницы решетка железная луженая». В церкви имелась еще одна икона прмч. Симона (вероятно та, которую написал Исаия (Гольцов)). Кроме того, изображение святого было помещено на одном из створов двери в жертвенник. В монастыре также хранились реликвии, связанные с святым: «ризы преподобнаго чудотворца Симона полотняные, оплечье выбойчатое без подкладки да и стихарь ево ж, чудотворцов, полотняной» (см. приложение 1, документ № 3). Кроме Воскресенской церкви в монастыре была церковь во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы с трапезой и колокольней. Тот храм, который был построен св. Симоном, не сохранился: к 1702 г. он сгорел или был разобран за ветхостью.

В 1702 г. в пустыни жили строитель иеромонах Иона и 3 монаха, 4 вкладчика с семьями, трое работных людей, белый священник и единственный принадлежавший монастырю крестьянин-половник. Ко времени переписи в монастырской казне оказалось всего 3 алтына и 2 деньги, насельники Симоно-Воломской пустыни испытывали крайнюю нужду: «кормятца на лесах своею работою, росчищают нивы и хлеб пашут. А на церковную нужду — на свечи, на ладон, и на вино церковное — збирают, выходя из пустыни, на Устюге и по волостем, и кто что даст. А одежду-де они носят общежительную, а покупают продав что, коли случится, бычка по дву, тем и исправляются с нуждею» (см. приложение 1, документ № 3). Однако не следует забывать, что описания петровского времени носили фискальный характер, и насельники описываемых монастырей не стремились показывать свое имущество. С бедностью монастырской казны контрастирует богатство церковного убранства. К примеру, напрестольное Евангелие из Воскресенской церкви выглядело следующим образом: «На престоле святое Евангелие, печатное, в десть. Спреди средина: Распятие и евангелисты, серебряные, резные, золочены, и у застежек наконечники серебряные, оболочено кругом бархатом зеленым виницейским травчатым, по обрезу золочено. Крест благословящей, Распятие и протчие лица святых серебряные, литые, кругом обложены серебром гладким басемным, золочены» (см. приложение 1, документ № 3). Запрестольный образ Пресвятой Богородицы «Одигитрия» из этой церкви был «писан на полотне». Подобные живописные иконы на рубеже XVII–XVIII столетий были обычными для подмосковной царской резиденции Измайлово, но для затерянной в глухих северных лесах пустыни это было признаком если не богатства, то, по крайней мере, хорошего достатка. Была в обители и небольшая библиотека. Крупные расходы монастырь мог позволить себе и позднее. В 1760 г. вместо Воскресенской церкви над мощами прмч. Симона была построена кирпичная Крестовоздвиженская церковь с северным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери и колокольней5. Эта церковь, частично разрушенная, сохранилась до настоящего времени6. В 1764 г. обитель была упразднена. К тому времени ей принадлежал 71 крепостной крестьянин7. Крестовоздвиженская церковь стала приходской, приход составляли 12 деревень8.

Убийство прп. Симона. Роспись на западной стене Крестовоздвиженской церкви (1760 г.)

Почитание прмч. Симона после закрытия обители не прекратилось. Священник Иоанн Верюжский привел сведения о почитании святого на рубеже 1870 и 1880-х гг. В то время мощи подвижника почивали в приходской Крестовоздвиженской церкви под спудом, над ними была устроена рака «с изображением на верхней доске ее св. преподобномученика, написанного Михаилом Григорьевым Чистым»9. Уже после того, как Крестовоздвиженская церковь была обращена в приходскую, служивший в храме священник Антипа решил тайно посмотреть на мощи преподобномученика. Для этого он собрал пономаря Феодора Попова и двух крестьян. Они неделю постились, молились и просили прмч. Симона, чтобы он сподобил их видеть святые его мощи. Вечером после заката они тайно собрались в церковь и, снявши сень и гробницу, стали копать землю. Не успели крестьяне докопать до половины глубины могилы, как показалась вода, которая начала кипеть, как в котле, и подниматься кверху. Видя это, они тотчас начали засыпать могилу землей, а гробницу и сень поставили на прежнее место. Верюжский пересказал это чудо по имевшейся в его распоряжении рукописи10. В известных в настоящее время списках Жития прмч. Симона оно отсутствует. Продолжалось обустройство мест, связанных с памятью святого. В 1840 г. вокруг места его убиения построили ограду. В ее основание были положены жернова, которые, по преданию, прмч. Симон принес из села Стрельна в первые годы жизни на Воломах11.

Почитали прмч. Симона не только жители ближайших окрестностей монастыря. Житие свидетельствует, что уже в XVII в. помолиться святому приходили люди с Чердыни, из Важского и Тотемского уездов (судя по владельческим записям, один из списков Жития обращался в Тотемском уезде в середине XVIII в.12), и даже из г. Любима. Особенно же почитаемо имя прмч. Симона было в Великом Устюге. Среди устюжан бытует предание, что тому, кто посетит Воломы, по молитвам преподобного прощается 40 грехов13. Именно с этим городом связана большая часть сохранившихся списков Жития прмч. Симона и его иконописных образов. В настоящее время в великоустюжском храме во имя свт. Стефана Пермского хранятся 4 иконы прмч. Симона, относящиеся к XVIII–XIX вв. На одной из них в полный рост изображены прмч. Симон Воломский и прав. Прокопий Устюжский (см. приложение 2, рис. 3)14. В 2005 г. в молитвенный дом прихода прмч. Симона Воломского леспромхоза Полдарса был передан образ конца XIX в., на котором представлены избранные святые с иконой Успения Пресвятой Богородицы. Предположительно икона была написана для Успенского кафедрального собора Великого Устюга15. Еще один образ прмч. Симона находится в Вологде, в церкви свт. Николая во Владычной слободе (см. приложение 2, рис. 4)16. В конце XIX — начале XX в. в Крестовоздвиженскую церковь, где покоятся мощи прмч. Симона, вклады продолжали делать не только местные жители и устюжане, но и жители других регионов17. Есть сведения о том, что святого почитали на Украине18.

Икона прп. Симона Воломского и св. прав. Прокопия Устюжского. (Хранится в великоустюжском храме во имя св. Стефана Пермского).

В начале XX в. в комплекс церковных построек на Воломах кроме Крестовоздвиженской церкви и колокольни входили каменный дом, 3 дома для церковного причта, здание приходской школы, открытой в 1884 г. (при советской власти она продолжала работать, перестав считаться приходской), и небольшой амбар, который, по преданию, построил сам прмч. Симон. Церковный причт состоял из 3 человек — священника, диакона и псаломщика19. Служивший в это время в храме священник Василий Попов снискал любовь и уважение местных жителей, которых он продолжал окормлять и после Октябрьской революции 1917 г. В 1920-х гг. к мощам прмч. Симона люди продолжали приходить в поисках исцеления20. Чудотворными считались не только мощи, но и вода из Симоновой курьи — излучины реки Кичменги, протекающей рядом с церковью21, а также росшая рядом с церковью береза, которую предание связывало с прмч. Симоном. Береза упоминается и в Житии прмч. Симона22.

Последним священником, служившим в Крестовоздвиженской церкви, был о. Аркадий, арестованный в 1930 г. Свидетель этого события житель поселка Полдарса Великоустюжского района И. Ф. Вопиловский (1919 года рождения) в 2000 г. рассказывал, что милиция приехала за о. Аркадием во время службы. Однако местные жители предупредили священника, он снял облачение в церкви, и его вывели незаметно для милиции. Священник 3 дня скрывался в лесу, однако потом его арестовали. В 1934 г. Крестовоздвиженскую церковь закрыли. По словам присутствовавшего при этом И. Н. Вопиловского (1927 года рождения, Великий Устюг), «большой [колокол] упал и с него отвалился кусок»23. В 1936 г. на Воломах был организован колхоз, здание церкви приспособили под склад, затем здесь размещался сельсовет. В 1970-х гг. воломские деревни были отнесены к числу «неперспективных», и с тех пор это место находится в запустении.

Крестовоздвиженская церковь (1760 г.) Современный вид

В начале 1980-х гг. Воломы и окрестные селения стали объектом исследования этнографических и фольклорных экспедиций. В 1983 г. здесь работала экспедиция Ленинградского государственного университета24, летом 1990 г. район был обследован этнографической экспедицией Вологодского государственного педагогического института. В 1990-х гг. опросы местных жителей проводили краевед, редактор устюжской газеты «Советская мысль» А. А. Мартюков, научный сотрудник Института археологии РАН А. В. Алексеев и автор данной публикации. В 1995 г. в Симоно-Воломскую пустынь была направлена экспедиция Кичменгско-Городецкого краеведческого музея. Ее возглавили директор музея С. А. Щепелин (ныне настоятель церкви св. Александра Невского в Кичменгском Городке) и настоятель Казанского храма в г. Никольске протоиерей Сергий Колчеев († 2003 г.). Летом 1996 г., в день памяти святого (12/25 июля) было совершено первое паломничество в бывшую Симоно-Воломскую пустынь. Его участники искали место захоронения прмч. Симона. По словам С. А. Щепелина, когда из церкви вынесли бревна и мусор, слева от царских врат обнаружили мраморные плиты, обрамлявшие участок земли, не закрытый каменной кладкой. По размерам и форме участка можно было предположить, что именно здесь находилась рака преподобного. Здесь же было найдено несколько резных деревянных фрагментов со следами краски, протоиерей Сергий Колчеев, возглавивший работы по расчистке Крестовоздвиженской церкви, идентифицировал их как элементы резной сени. Этот участок был обнесен оградой, а на стене алтарной преграды укрепили одну из плит пола, где о. Сергий написал: «Преподобномученик Симон Воломский. 1586–1641. Память 12/25 VII». В храме впервые после многих лет был отслужен молебен. Летом 1997 г. снова состоялось паломничество, накануне дня памяти святого на Воломах побывал епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан.

В 2000 г. в поселке Полдарса в 30 км от Волом был организован приход прмч. Симона Воломского. По решению приходского совета началось строительство храма во имя прмч. Симона в Полдарсе и восстановление Крестовоздвиженской церкви на Воломах. Сейчас Крестовоздвиженская церковь на Воломах приписана к приходу прмч. Симона Воломского. Паломничества к мощам преподобного на день его памяти стали ежегодными. В 2003 г. силами прихожан был произведен ремонт церкви. В 2003–2006 гг. в день памяти преподобного в Крестовоздвиженской церкви совершались всенощное бдение и литургия, дважды их служил владыка Максимилиан. В последние годы в связи с аварийным состоянием части церковного здания литургию служить перестали. В приходе прмч. Симона ведется летопись, где фиксируются чудеса, продолжающие совершаться по молитвам к святому.

Изучение Жития прмч. Симона Воломского началось в 1870 г., когда И. Н. Некрасов обратил внимание на древнейший из известных на сегодняшний день список из Синодальной библиотеки (ОР ГИМ, Синод. собр., № 406, л. 1–60)25. В. О. Ключевский отметил, что текст начинается предисловием Пахомия Логофета к Житию митрополита Алексия в переработке «его псковского биографа Василия или какого-нибудь другого подражателя Пахомия»26. А. Н. Власов рассмотрел Житие прмч. Симона как литературный памятник. Он предположил, что текст был написан на заказ одним из устюжских книжников27. М. Д. Каган обобщила сведения о Житии, накопленные к началу 1990-х гг.28 Г. В. Маркелов выявил 4 описания прмч. Симона в иконописных подлинниках29. Мною были освещены отдельные вопросы иконографии прмч. Симона и опубликованы фольклорные материалы, собранные до 2000 г.30 Ю. В. Шведова, изучив лингвистические особенности памятник, показала, что отдельные черты сближают его более с московской традицией, чем с севернорусской31. Отмеченные еще Ключевским достоверность и подробность Жития позволили использовать данные памятника в исторических исследованиях32.

Наиболее ранний из сохранившихся списков Жития (ОР ГИМ, Синод. собр., № 406, л. 1–60) датируется концом XVII в. Большая часть рукописей относится к XVIII в. (РГАДА, ф. 196, собр. Мазурина, № 604, л. 1–107, начало XVIII в.; РГБ, ф. 354, Вологодское собр., № 75, 1-я половина XVIII в.33; Каргопольский краеведческий музей, № 132, КП 12867, 30 к., л. 1–93, 1-я треть XVIII в.; РГБ, Великоустюжское собр., ф. 122, № 35, л. 15–40, конец XVIII в.; БАН, Устюжское собр., № 51, л. 1–47, конец XVIII в.34; РНБ, собр. Титова, № 4149, конец XVIII в.; СПб ИИ РАН, ф. 238, оп. 1, № 254, л. 1–22, XVIII в.). 3 списка датируются XIX в. (РНБ, собр. Титова, № 4178, л. 1–13 об.; БАН, 32.9.8; собрание А. А. Мартюкова (Великий Устюг)35, собрание М. А. Козулиной (Великий Устюг)36). Список 1745 г., хранившийся в библиотеке устюжского кафедрального собора (№ 19, л. 1–22), упоминает П. М. Строев37, соотнести его с какой-либо из выявленных на сегодня рукописей не удалось. Утрачен также список XIX в., которым пользовался о. Иоанн Верюжский, с описанием 26 чудес38. В известных на сегодняшний день списках приведены сообщения не более, чем о 23 чудесах. Цитируемые Верюжским сведения из этой рукописи уникальны, они находят параллели в устной традиции почитания святого, зафиксированной в ходе фольклорных экспедиций.

Житие прмч. Симона Воломского публикуется по списку ОР ГИМ, Синод. собр., № 406. Отсутствующие в этой рукописи чудеса XVIII в. и служба святому издаются по списку РГАДА, ф. 196, собр. Мазурина, № 604. В приложениях помещены хранящиеся в РГАДА ставленая грамота митрополита Ростовского и Ярославского Ионы 26 марта 1653 г., челобитная строителя Симоновой Воломской пустыни иеромонаха Питирима архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому Александру 14 января 1691 г., выпись из переписных книг Устюжского уезда о Симоно-Воломской пустыни 1702 г., а также прорисовки 2 икон прмч. Симона, прорисовка росписи на северной стене Крестовоздвиженской церкви 1997–1998 гг. и обмерный чертеж Крестовоздвиженской церкви.

Список ОР ГИМ, Синод. собр., № 406, конец XVII в. (нижняя датировка определяется годом последнего чуда — 1682 г.), на 66 листах39. Водяные знаки: герб города Амстердама, типа Дианова, Костюхина40 № 1157 (1678 г.); голова шута, Дианова, Костюхина № 478 (1680 г.). Переплет XVII в.: доски в тисненой золотом коже, хорошей сохранности. Письмо: полуустав, заголовки и инициалы выполнены киноварью. Перед текстом наклеена гравированная заставка московского Печатного двора, на которой в медальоне помещено поясное изображение Пресвятой Богородицы с Младенцем. А. С. Зернова датирует эту заставку 1680–1690-ми гг.41 На обороте 1-го листа помещена миниатюра с изображением прмч. Симона Воломского, по манере исполнения близкая к миниатюре из рукописной книги Кариона Истомина, написанной на венчание царя Петра Алексеевича и Евдокии Лопухиной в 1689 г.42

Список РГАДА, ф. 196, собр. Мазурина, № 604, начало XVIII в. (нижняя датировка определяется годом последнего чуда — 1712 г.), на 107 листах. Рукопись состоит из 14 тетрадей (в 13 тетрадях — по 8 листов, 14-я тетрадь — из 3 листов, каждый из которых вклеен). 1-я тетрадь подмокла, утеряны 1-й и 8-й листы. 1-й и 2-й листы вклеены. На 1-м листе внизу страницы надпись: «Тетрадь 1». Далее на каждом 9-м листе внизу по центру страницы буквенная нумерация. Водяные знаки: герб города Амстердама, типа Дианова № 56 (1705, 1707 гг.)43 и № 59 (1739 г.). Переплет середины XIX в.: доски в тисненой коже с узорами, переплетная бумага того же времени, обрез выкрашен зеленой краской. Письмо: полуустав, чернила, киноварь, 5 почерков. В имени «Иисус» 1-я буква подтерта или вытравлена, по-видимому, книга какое-то время использовалась старообрядцами. Рукопись включает службу и Житие прмч. Симона с чудесами. Текст Жития и чудеса с 1-го по 20-е имеют небольшие расхождения с рукописью ОР ГИМ, Синод. собр., № 406. Наиболее значительное дополнение — вставка в конце Жития: «И по убиении же святаго священномученика Симона, идеже мученическую кончину прият, и на том месте израсте вскоре древо велие, именуемое береза, и ветми зело украшено, на удивление всем, юже и доныне зрящим е». Кроме того, добавлены 3 чуда XVIII столетия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В Житии по древнейшему списку (ОР ГИМ, Синод. собр., № 406) сообщается: «Отец наш священномученик Симон родися в лето 7094 году септеврия в 18 день, на память святаго преподобнаго отца нашего Евъмения, епископа Гортунскаго». При пересчете на летоисчисление от Рождества Христова получается 1585 г. В списке РНБ, собр. Титова, № 4178 годом рождения святого обозначен 1586-й. Без сомнения, это ошибка, связанная с тем, что при пересчете даты на летосчисление от Рождества Христова не учитывалось, что в XVI и XVII столетиях год начинался с 1 сентября и для событий сентября—декабря от даты сотворения мира следует отнимать не 5508, а 5509 лет. Из Жития следует, что прп. Симон родился в 1-й год царствования Феодора Иоанновича, вступившего на престол в 1584 г., и, следовательно, не позднее 1585 г. Ошибочная дата попала и в исследования. См.: Верюжский И., свящ. Исторические сказания о жизни святых подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местночтимых. Вологда, 1880. С. 648 и другие.

2 В списке ОР ГИМ, Синод. собр., № 406 датой пострига назван 118 г. На месте, где должны быть день и месяц, в рукописи пробел. В списке РНБ, собр. Титова, 4178, л. 4.об. и рукописи из собрания Мартюкова указано, что это событие произошло 25 октября. Таким образом, годом пострига должен быть 1609 г. Однако в Каргопольском списке Жития (Каргопольский краеведческий музей, № 132, КП 12867, 30 к, л. 15–15 об.) указан июнь. В этом случае годом пострига должен быть 1610 г. Точную дату можно восстановить, учтя возраст, в котором святой принял постриг: все списки пишут о том, что святому было тогда 24 года. Такого возраста прмч. Симон достиг в 1609 г. Следовательно, правильной датой следует считать 25 октября этого года. В литературе обычно фигурирует 1610 г. (Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Изд. 3. СПб., 1882. (май, июнь, июль, август). С. 376–377; Верюжский И., свящ. Указ. соч. С. 650).

3 Свящ. Иоанн Верюжский приводит предание о том, что убийцами прмч. Симона были крестьяне Толстиковы из ближайшей к монастырю деревни Овсянниково (Верюжский И., свящ. Указ. соч. С. 663). Записи фольклорных экспедиций конца XX в. зафиксировали эти рассказы с существенными подробностями. Сараевский школьный учитель и краевед М. Р. Рыбин, уроженец деревни Овсянниково, рассказывал, что Воломы, где обосновался прмч. Симон, издавна были сенокосами крестьян из Овсянниково (Говорова А. Н. Симонова память // Живая старина. 2000. № 3(27). С. 40). О причине конфликта рассказала также А. Н. Милашич: «Вот он стал строить часовенку… стал устраиваться. Из Овсянникова там мужики ловили птиц. Делали склубцы… [слопцы — капканы, ловушки для лесных птиц и мелких зверей.— А. Г.], поставят такой какой-то — одна бревешка, птица зайдет, уронит подпору, и ее пришибет. Они, значит, решили, что… от него надо избавиться… Эти, фамилия Толстиковы» (Там же. С. 41). Зафиксированы и другие рассказы.

4 И. А. Кочетков отождествляет Чистого с устюжским иконописцем Михаилом Гавриловичем Юговым (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Под ред. И. А. Кочеткова. М., 2003. С. 773).

5 Сведения о постройке церкви (1760) и о ее освящении (1761 г.) содержатся в клировой ведомости 1909 г. (Великоустюжский филиал Государственного архива Вологодской области (далее — ГА ВО), ф. 364, оп. 1, ед. хр. 7778, л. 577).

6 Сейчас Крестовоздвиженская церковь бывшей Симоно-Воломской пустыни представляет собой кирпичное со следами побелки руинированное здание (см. приложение 2, рис. 2). Изначально церковь состояла из основного объема, трапезной с северным приделом и колокольни (храм — 32Ч17Ч8,5 см, колокольня — 27Ч13Ч8 см). При строительстве был использован большемерный кирпич. В настоящее время трапезная с приделом полностью разрушены, завершения храма и колокольни разобраны. Приземистый двухсветный четверик храма был перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом с граненым барабаном главки, что характерно для устюжской архитектурной школы, а также подтверждается наличием угловых тромпов, сохранивших фрагменты свода. Пониженная пятигранная в плане апсида перекрыта коробовым сводом. Трапезная, судя по следам примыкания ее стен, была сдвинута от продольной оси к северу, а придел выступающей алтарной частью закрывал треть северного фасада храма. С западной стороны композицию храма завершала колокольня, 1-й ярус которой был частично закрыт трапезной. С уверенностью можно сказать, что храм не перестраивался. Оформление интерьера сохранилось частично. Пол выложен каменными плитами (53Ч49Ч5 см). Стены оштукатурены. Настенные росписи в значительной степени утрачены, и сейчас представление о них можно составить в основном по фотографиям и описаниям, сделанными автором данной статьи в 1997–1998 гг. Композиции росписи представляли сцены из Жития прмч. Симона и были заключены в гипсовые рамы. Расписывая храм, художник изобразил именно эту церковь, построенную в 1760 г. От колокольни в настоящее время остались 2 яруса. Первый по высоте соответствует 1-му ярусу четверика храма. Он перекрыт коробовым сводом и отделен от 2-го городчатым карнизом, более простым, чем в четверике храма. Размер кирпича и упрощенный декор говорят о том, что колокольня строилась позже основного объема храма.

7 Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 2. СПб., 1892. № 735. С. 102; Амвросий (Орнатский), архиеп. История Российской иерархии. Ч. 3. 1811. С.607.

8 Великоустюжский филиал ГА ВО, ф. 364, оп. 1, ед. хр. 7778, л. 586 об.

9 Верюжский И., свящ. Указ. соч. С. 659.

10 Там же. С. 663.

11 Там же. С. 654.

12 Каргопольский краеведческий музей, № 132, КП 12867, 30к, л. 91 об.

13 Говорова А. Н. Симонова память. С. 41.

14 На 1-й иконе из храма во имя свт. Стефана Пермского в Устюге изображены в полный рост прмч. Симон и прав. Прокопий Устюжский (см. Приложение 2, рис. 3). Икона относится к началу XIX в. (иконы, находящиеся в Устюге, датированы сотрудником Великоустюжского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Л. Н. Сыровацкой). Работа устюжского мастера. Доска, левкас, темпера. Размеры: 115Ч57 см. Надпись киноварью: «Св. правед. Прокопий устюж. чудотв. Препод. Симонъ Воломс. чудотв.». Одежда св. Прокопия, помещенного мастером слева, состоит из двух накидок — белой и ярко-красной. Правое плечо оголено, рука прижата к груди. В левой руке св. Прокопий держит 3 кочерги. Прмч. Симон (справа) изображен в мантии и зеленой епитрахили. Руки его сложены на груди, голова обнажена. Борода седая, округлая, окладистая, волосы вьются по плечам, взгляд опущен. Фоном служит голубое небо в белых и золотых облаках. Сверху по центру в облаках помещено фронтальное поясное изображение благословляющего Спасителя, по обе стороны — надписи «ИС ХС» под титлом. Орнамент в углах иконы характерен для XIX в. Нимбы и детали орнамента позолочены. 2-я икона датируется концом XIX в. На ней также изображены в полный рост прмч. Симон и прав. Прокопий. Доска, левкас, темпера. Размеры: 54,5Ч47 см. От первой иконы данный образ отличается более примитивной манерой исполнения. Надпись: «Св. прав. Прокопий Устюж. чуд. Св. преп. Симон Воломский». 3-я икона датируется концом XVIII — началом XIX в. Надпись киноварью: «Преп. Симон Воломский чудотв.». Доска с двумя врезными шпонками, паволока, левкас, темпера. Размер 58Ч44,5 см. Работа устюжского мастера. Изображение поясное. Правая рука прмч. Симона прижата к груди, в левой — грамота. Золотой нимб тонко очерчен киноварью. По всему периметру темной краской проведена линия, имитирующая лузгу. Поля коричневые. Справа и внизу по краю доски утрачен красочный слой. На 4-й иконе прмч. Симон изображен молящимся перед иконой Божией Матери «Одигитрия». Доска, левкас, темпера. Серебряный оклад. Чеканка, гравировка. Размер иконы 29,5Ч24,5 см., XVIII в. Из-под оклада видны лики и кисти рук прмч. Симона, Пресв. Богородицы и Младенца. Изображение Пресв. Девы помещено в правом верхнем углу, в тонкой орнаментальной прямоугольной рамке. Прмч. Симон изображен в полный рост, подпоясанным, в рясе и мантии, скрепленной у подбородка. Его правая рука обращена к Богородице, в левой он держит свиток со словами: «Не скорбите убо братия о сем». Лик виден ясно. Окладистая, средней длины борода, седые волосы на прямой пробор ложатся на плечи. От головы пучками отходят остроконечные лучи накладного нимба, каждый средний из которых имеет раздвоенный конец. Преподобный изображен на фоне деревьев. Под ногами камни и трава. Над головой святого надпись: «Преподобный Симон Воломски». По всему периметру иконы проходит лента растительного орнамента шириной 1,8 см. В настоящий момент икона находится в киоте, под стеклом. Это единственная из выявленных мной икона прмч. Симона в окладе.

15 Описание иконы: доска, левкас, темпера; красочный слой местами утрачен; по центру левого и правого края, а также по всему нижнему краю видны доска и паволока; оголенные участки доски по нижнему краю местами почернели от сырости; в нижней части иконы по центру несколько подпалин от свечей. По композиции это икона в иконе: в верхней половине — икона Успения Пресв. Богородицы, в нижней — предстоящие святые (в центре равноап. князь Владимир и прмч. Симон Воломский, справа и слева от них, чуть выше, Устюжские чудотворцы: прав. Прокопий и блж. Иоанн юродивый). Иконография равноап. Владимира сходна с его изображением в росписях киевского Владимирского собора работы В. М. Васнецова, следовательно, данная икона не могла быть написана ранее 1880 г. Еще две небольшие иконы переданы приходу прмч. Симона в 2006 и 2007 гг. Первая (13,2Ч11 см) из Кичменгского Городка: поясное изображение прп. Симона, благословляющего правой рукой. Икона склеена из двух частей. Красочный слой местами утрачен. Вторая из Сыктывкара — аналогичная первой, лучшей сохранности (сейчас находится в Прокопиевском храме Великого Устюга). Вторая икона хранилась ранее в семье Маклаковых. По словам Г. А. Лапшиной (Маклаковой), ее отец «просил передать эту икону в дар приходу. Ее и еще несколько других икон вывез с Волом его отец… Все эти иконы из Крестовоздвиженской церкви» (Лапшина (Маклакова) Г. А., 1952 г. р., Республика Коми, Сыктывкар. Записано автором 25 июля 2007 г.). Возможно, и образ прмч. Симона, написанный М. Г. Чистым, также сохранился и его местонахождение будет установлено. Необходимо упомянуть и небольшую (10Ч8 см) икону конца XIX в. из Устюжского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника: поясное изображение прмч. Симона. Икона сохранилась плохо, имеет крупные царапины и утратила красочный слой по центру изображения.

16 Исследование, проведенное в Вологодском историко-художественном и художественном музее-заповеднике А. П. Аншиной совместно с реставраторами, позволило датировать икону XVIII или рубежом XVIII и XIX вв. В конце XIX в. икона поновлялась. Прмч. Симон изображен здесь в полный рост в зеленой епитрахили и мантии на синем фоне с длиной седой бородой, волосы вьются по плечам, правая рука благословляющая, в левой — четки. Надпись белилами: «Св. пр. Симон Волмский Чуд.». Доска иконы фигурная, с двумя врезными шпонками, следов рамы нет. Икона могла помещаться в киоте или в иконостасе. Фигурные вырезы на иконе были сделаны не сразу, какое-то время она была прямоугольной.

17 Великоустюжский филиал ГА ВО, ф. 364, оп. 1, ед. хр. 7778, л. 578.

18 И. Н. Вопиловский рассказал: «После войны… я попал на Украину. В Ровенской области в селе Горынь я разговорился с местным жителем. Один из них сказал, что мой говор северный. Я объяснил, что родом из Вологодской области. Он обрадовался и сказал, что его отец, очень верующий человек, ходил пешком туда к некоему святому Симону Воломскому. Тут уж я удивился и обрадовался: «Так я оттуда и есть». Оказалось, что его отец заболел какой-то трясучей болезнию и дал обет сходить к Симону Воломскому, о ком слышал, и об его исцелениях. С ним пошли с Ровенской области еще три–четыре человека». (Вопиловский И. Н. 1927 года рождения, Вологодская область, Великий Устюг. Записано А. А. Мартюковым).

19 Великоустюжский филиал ГА ВО, ф. 364, оп. 1, ед. хр. 7778, л. 578 об.

20 Так, Анна Безгодова в детстве исцелилась от болезни глаз после паломничества к мощам прмч. Симона. Она рассказала: «Было мне годов девять… Мы пришли-то… вечером, у старушки ночевали… Назавтра встали. Давай, говорит, вставай, надо идти к Симону Воломскому, молиться. Тетка меня будит… «Надевай платье, лапотки». Я обула лапотки. «Давай,— говорит,— умывайся, молись Богу… Сейчас пойдешь к Симону, чай, недалеко уж. Сразу в церкви помолишься»,— меня она учила. В церкви помолилась… На исповедь сходила, грехи рассказала, все уж сделала… Воду поп освятил: «Умывайся водой, дак, глазки не заболят»… Болели глаза. Пленки были, закрывалися, операцию надо было. «Не делай, к Симону сходим». Глазки водичкой помыли, попить дали. В бутылочку налил, ходил куда-то. Вода из церкви… А глазки больше не болели. И сейчас вижу хорошо!» (Безгодова А., 1911 года рождения, Вологодская область, Кичменгско-Городецкий район, село Овсянниково. Запись автора 12 августа 2000 г.). М. Р. Рыбин рассказывал, как исцелилась его родная тетка: «Она до 13 лет не ходила. Во сне ей было явление. Она просила родных сносить, свозить ее к св. Симону, что и было исполнено. После этого потихоньку она начала ходить. После она каждый год сама ходила на поклонение ко гробнице преподобного» (Мартюков А. А. Пустынник Симон, Воломский чудотворец // Советская мысль. 1999. 20 июля, № 107). Перед революцией в Великом Устюге жила юродивая Анна Кондратьевна из села Морозовицы. Ее судьбу местные жители связывают непосредственно с почитанием прмч. Симона Воломского: «Родные отпустили в село Воломо к блаженному Симону. Вернулась юродивой, стала жить на паперти». (Сизов М. Китеж-град на Сухоне: Дневник паломника // Вера. Еженедельник Коми ССР. 1991. № 45, Вып. 2).

21 «Во время молебнов на этом месте освящали воду. Считалось, что вода, взятая из Симоновой курьи и постоявшая недолго на могиле преподобного, становится святой, целебной и сохраняется в течение всего года. Бытовало предание, что убийцы бросили голову прп. Симона в излучину Кичменги, хотели утопить. Голова не утонула, а убийцы в тот же момент ослепли. Испугавшись, они принесли покаяние, и по молитвам прп. Симона были исцелены. А излучина или же по-другому курья, напротив которой сейчас стоит Крестовоздвиженский храм, получила название Симоновой» (Кубасов А., 1965 года рождения, Вологодская область, Великоустюгский район, поселок Полдарса. Записано автором 25 июля 1999 г.).

22 РГАДА, ф. 196, № 604, л. 63. Предположительно береза уже существовала в конце XVII в. и связывалась с почитанием прмч. Симона. Так на миниатюре в рукописи ГИМ (Синод. собр., № 406, л. 1 об.) рядом с небольшой деревянной постройкой (часовней, где покоились мощи?) изображено дерево, которое можно идентифицировать с упоминаемой в Житии березой. Впоследствии рассказ о березе с небольшими разночтениями попал во все списки и печатные редакции Жития. В одной из печатных редакций XIX в. Сообщается, что дерево выросло не над местом убиения, а над могилой преподобномученика, «осенив ее своими ветвями, знаменуя место его погребения» (Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских, и местночтимых подвижников благочестия. СПб., 1858. Месяц июль). Художник, который расписывал построенную в 1760 г. Крестовоздвиженскую церковь, изобразил на западной стене сцену мученической кончины св. Симона, а заднем плане изображено дерево, предположительно береза. Береза просуществовала до 1980-х гг. В архиве М. Р. Рыбина (Вологодская область, Кичменгско-Городецкий район, село Сараево) хранится относящаяся к этому времени фотография дерева. По преданию, листья березы после убийства св. Симона приобрели красный цвет: «1928 год был, когда ходила на Воломы молиться, показывали мне березку, у которой на листьях после гибели Симона появились красные пятна» (Дурягина А. П., 1910 г. р., Вологодская область, Кичменгский Городок. Записано автором 31 июля 1999 г.). Местные жители считали это дерево целебным: «И вот, где его убили, березка выросла. Говорят, что у нее были, значит, середина листочка красненькая. Вот, и дак уже потом был один пенек. Говорят, что зубы заболят, погложешь этот пенек, и зубы как рукой снимет. Не заболят» (Милашич А. Н., 1925 г. р., Вологодская область, Кичменгско-Городецкий район, деревня Баклановская мельница. Записано автором 31 июля 1999 г.). «Сучечек от березы домой понеси, за иконы поставь» (Безгодова А., 1911 г. р. Вологодская область, Кичменгско-Городецкий район, село Овсянниково; записано автором 12 августа 2000 г.). «Старики рассказывали, слышал, как богомольцы приходили к березе, где умер святой Симон. Люди прикладывались головами, весной брали сок березы, пили и умывались им» (Вопиловский И. Н., 1927 г. р., Вологодская область, Великий Устюг. Записано А. А. Мартюковым). Сейчас на месте того дерева растет березка, посаженная в 1996 г. экспедицией краеведческого Кичменгско-Городецкого музея под руководством священника Сергия Колчеева.

23 На колокольне было 8 колоколов (Великоустюжский филиал ГА ВО, ф. 364, оп. 1, ед. хр. 7778, л. 577). И. Ф. Вопиловский сообщил, что колокола потом разбили и увезли на переплавку. А. Кубасов рассказывал, что колокола спрятали в омут на Кичменге, где-то рядом с Симоновой курьей (Кубасов А., 1965 г. р., Вологодская область, Великоустюгский район, поселок Полдарса. Записано автором 25 июля 1999 г.).

24 Участники этой экспедиции зафиксировали рассказы устюжских крестьян о том, что в некоторых домах долгое время хранились личные вещи святого, которые пользовались почитанием (Власов А. Н. Идейно-стилистическое своеобразие устюжских и сольвычегодских житий XVII в. // Стиль и время: Развитие реалистического повествования: Межвузовский сборник научных трудов. Сыктывкар, 1985. С. 23.). И. Ф. Вопиловский сообщил: «Вон, даже у меня есть Симона память, крест есть медный. Могу показать… Видите, какой крест? Этот крест мне моя бабушка (в Стреленском сельсовете она у меня, мать родиной у меня оттуда), подарила матери. Будто бы этот крест раньше Симон, когда туда поселялся, разные такие вещи заносил. И вот у бабушки он остался. Его моя бабушка подарила матери. Будто бы Симон такие вот вещи носил. Подсвещник медный, у меня он тоже» (Записано автором 1 августа 2000 г.).

25 Некрасов И. Н. Зарождение национальной литературы в Северной Руси. Ч. 1. Одесса, 1870. С. 66–67.

26 Ключевский В. О. Древнерусские жития как исторический источник. М., 1871. С. 344.

27 Власов А. Н. Неизученные историко-литературные памятники Устюжского края XVII в. // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Т. 41. Л., 1988. С. 402–403.

28 Каган М. Д. Житие Симона Воломского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 1. СПб., 1992. С. 383. См. также библиографические дополнения: Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3. Ч.4. СПб., 2004. С. 709, 710.

29 «Насед, брадою кудреват, на конец 4 космачка, власы велики по плечам, не в схиме, а в мантии» (ИРЛИ, колл. Перетца, № 524, л. 186 об., 15 июля). То же, добавлено: «Брада курчевата» (БАН, Строгановское собр., № 66, л. 124 об., 15 июля). «Подобием мало насед, брада подоле Николины, курчевата, на конец четыре космочка, власы на главе велики, по плечам, в мантии, без схимы» (Сводный подлинник Филимонова, с 63, 15 июля). «Насед, брада корчевата, на концы космачки, подобен Николе, власывелики по плечам, в мантии, без схимы» (РНБ, Q.XIII.11, л. 153 об., 15 июля). См.: Маркелов Г. В. Святые Древней Руси в иконописных подлинниках XVII–XIX веков. Свод описаний. Т. 2. СПб., 1998. С. 217–218.

30 Володина А. Н. Прп. Симон Воломский и его иконография // Тезисы докладов VI научной конференции по проблемам русской художественной культуры XVII — 1-й половины XVIII в. «Филевские чтения». М., 1999. С. 76–82; Говорова А. Н. Симонова память. С. 39–41.

31 Шведова Ю. В. Лингвистическая традиция и новации в памятнике севернорусской агиографии XVII в.— Житии Симона Воломского (глагольные формы) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 3. С. 59–65.

32 Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI вв. М., 1966. С. 30, 356; Толстой М. В. История Русской Церкви. М., 1991. С. 523.

33 Судя по записи на полях листов 35, 46, 54, 70 и 73, книга принадлежала Крестовоздвиженской церкви. Содержит службу, Житие и чудеса. Часть службы (л. 2–9, 25) утрачена. Имеет незначительные разночтения с текстом, публикуемым ниже по списку РГАДА.

34 В данном списке имеется тропарь и похвала святому, которых нет в других рукописях. Судя по записи на л. 1, книга принадлежала устюжскому Успенскому собору.

35 Рукопись включает Житие без предисловия и чудес. Книга в картонном переплете, на 13 ненумерованных листах. Верхняя обложка не сохранилась. Бумага без водяных знаков, 2-й четверти XIX в. Написана полууставом. На 1-й странице над заголовком помещен номер 95, предположительно, номер книги в личной библиотеке. На обороте последнего листа надпись: «Сию книгу Повесть о святом преподобном отце нашем Симоне Воломском дарю крестьянину деревни Есипиева Павлу Иванову сыну Обухову генваря 31 дня 1861 года, подписал своеручно крестьянин Семен Стариков». Ниже другой рукой: «Сию книгу», и здесь же латиницей: «cnigu». На первом листе — заглавие красными чернилами: «Повесть о рождении святаго преподобномученика Симона». Красными чернилами выполнены заголовок и инициалы первой строки. Список почти дословно повторяет Житие XVII в. (ОР ГИМ, Синод. собр. № 406). Благодарю Ю. Д. Рыкова за помощь в изучении рукописи.

36 Рукопись включает Житие без предисловия и 23 чуда прмч. Симона. Книга без переплета, на 20 ненумерованных листах, Написана полууставом. На 1-м листе заголовок: «О рождении святаго отца». Возможно, титульный лист и предисловие утрачены. Список близок к Житию XVII в. (ОР ГИМ, Синод. собр., № 406), включает 3 чуда, которые появляются в списках не ранее XVIII в. Нынешней владелице рукопись была подарена в 1960–1970-х гг. монахиней Анастасией, келейницей последней игумении великоустюжского Знаменского Филиппо-Яиковского женского монастыря, закрытого в 1930-х гг. (Знаменская Филиппо-Янковская мужская пустынь основана в 1654 г. прп. Филиппом Сухонским, Янковским († 1662 г.), с 1764 г. заштатная, с 1908 г. женский монастырь.)

37 Каган М. Д. Указ. соч. С. 385.

38 Верюжский И., свящ. Указ. соч. С. 659.

39 Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания. Ч. 1. М., 1970. № 673 (Син. № 406). Благодарю Н. А. Кобяк и Ю. А. Грибова за помощь в изучении рукописи.

40 Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Филиграни XVII в. по рукописным источникам ГИМ. М., 1988.

41 Зернова А. С. Орнаментика книг московской печати кирилловского шрифта XVII–XVIII вв. 1677–1750 гг. Атлас. М., 1963. № 77. С. 16. Указатель к атласу. С. 44.

42 Карион Истомин. Книга любви знак в честен брак / Факсимильное издание. Под ред. Е. Б. Покровской. М., 1989 (ОР ГИМ, собр. Уварова, № 908).

43 Дианова Т. В. Филиграни XVII–XVIII вв. «Герб города Амстердама». М., 1998.

 


* © Говорова А. Н., 2008

Анастасия Николаевна Говорова, художник-реставратор Музейного центра Российского государственного гуманитарного университета.

Публикация подготовлена при поддержке Агиографического совета при Патриархе Московском и всея Руси, проект 004–2003.

Первоисточник www.kostromka.ru

Один комментарий к “0

  1. Этнографическая экспедиция ВГПИ (Вологодского гос.пед.института) обследовала район, в том числе куст деревень на Воломах и Крестовоздвиженскую церковь летом 1988 года (а не 1990). Кроме студентов исторического факультета ВГПИ участвовала студентка Московского архитектурного института.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.