Праздник Ивана Купалы

языческие славянские праздники

Аркадий Сорока. Праздник Ивана Купала

В праздник Купалы было много предметов поклонения, и в первую очередь это был огонь, причем добывать его следовало трением. Огонь имел священное значение. И почти такое же значение имела с этого дня вода. Купанье составляло необходимый религиозный обряд этого праздника. Вода считалась в эти дни целебною. Во многих местах умывались в Купалин день росою, думая, что она придает свежесть лицу и здоровье. В Литве Купалин день даже называли росою. И наконец, третий предмет поклонения в Иванов день – растения. В большом почитании было березовое дерево. Причем рубить, возить и ставить в землю могли дерево только женщины. И какая бы женщина ни была дряхлая, едва даже ходящая на костылях, она отправлялась смотреть, где будут ставить дерево. Его рубят накануне праздника, снимают с него все ветви, оставляя одну верхушку наподобие венка. В этот день берут женщины телегу, сами в нее впрягаются вместо лошадей и везут в рощу. Молодые и здоровые женщины идут возле телеги, поют и веселятся, а их матерей везут. Новое дерево украшается венками и цветами и ставится с особым почитанием. Кроме деревьев предметом поклонения в Купалин день были цветы и травы. Их приносили в жертву; использовали как лекарство. Считалось, что сила их целебна, что они предохранят от нечистых духов, от несчастий и от болезней. И травы собирались на Иванов день с особенными обрядами. Из трав плелись венки, травами и цветами убирались боги и люди в этот праздник. Некоторые из них имели особенную силу и таинственное значение.

Девушки на Иванов день собирают полевые цветы и плетут из них венки

Праздник Купалы был празднованием лета и живительных сил природы, так благодатно развивающихся и действующих летом. Июнь — апогей лета. Но эта высшая точка раскрытия сил природы наступает именно в то время, когда солнце переходит в знак рака и поворачивает к зиме. Отсюда таинственность Ивановской ночи: поверия о заговорах враждебных сил, шабаш ведем, свирепости русалок, леших, домовых и проч. Это есть предчувствие упадка лета, но оно ещё в полном цвете и враждебные силы не властны над ним. От того в этот праздник сжигают или бросают в воду марену, дерево смерти.*

Есть много данных, что празднование ночи Ивана Купалы было посвящено злым духам. В древности в эту ночь, как и в ночи святочные, так же происходили вакханалии. В Силезии пред Ивановым днем женщины жгли огни, танцевали, пели песни и совершали молитвы и почести дьяволу.

Ночь Купалы, по мнению простолюдинов, полна была таинственных явлений. Рыбаки уверяли, что поверхность реки бывает тогда подернута серебристым блеском, деревья переходят с места на место и шумом своих ветвей разговаривают между собой.

Тимур Пакельщиков. Праздник Ивана Купалы.
Красавица Кострома по легенде была сестрой и женой Купалы

Праздник сопровождается бесчинствами в описаниях которых упоминается воровство и переворачивание у односельчан телег, саней и лодок; разбирание и раскидывание дровниц, заборов и колодцев.

Праздник Ивана Купалы совпадает с летним солнцестоянием, и у наших предков существовало мнение, что в Иванов день солнце выезжает из своего чертога на трех конях – серебряном, золотом и бриллиантовом – к своему супругу месяцу. И выезжая, солнце пляшет и рассыпает по небу огненные искры, которые можно увидеть только при его восходе. Оттого во многих местах существовал обычай накануне Иванова дня ожидать солнечного восхода. Однако в тесной связи с этими поверьями существовали и другие, представляющие ночь накануне Купалы страшной, таинственной, в которую нечистые силы составляют заговор против людей и домашних животных. Поэтому накануне этого праздника земледельцы не выпускали в поле своих коней, а в избах и скотных дворах раскладывали по окнам, порогам и стойлам жгучую крапиву или папоротник якобы для отвращения этих нечистых сил. У Сербов зажигают факелы и бересту и обходят с ними хлеба и пастбища; потом с плясками идут на горы. У них же пастухи, накануне Иванова дня, жгут около хлебов берёзовое лыко. Может быть сожжением лыка обьясняется следующий обычай в Литве: в день Купалы складывают костёр из поношенных лаптей, онучь и лубяных вещей и зажигают их; скачут и поют… После начинают танцевать около костра, подбрасывая в него берёзу. Простой народ в Литве верил, что в ночь перед Ивановым днем ведьмы высасывают молоко у коров. В некоторых местах России в день св. Агриппины собирали крапиву, шиповник и другие колючие растения, клали в кучу и скакали через них. Славяне приносили жертву Купале. Потом юноши, девицы, мужчины и женщины раскладывали огонь, плясали около него и перепрыгивали через него парами, взявшись за руки. Если в прыжке не разомкнутся руки, то это считалось верной приметой, что пара соединится браком. В некоторых местах молодые люди обоего пола купаются вместе в реках.

Томашевский Владимир. На Ивана Купала
Томашевский Владимир. На Ивана Купала

Купалин праздник был одним из важнейших языческих праздников. Это и понятно: в естественной религии, где силы и явления природы единственный предмет поклонения, лето должно было быть предметом особенного обожания.

Языческие славянские праздники

* Сочинения К. Кавелина (том 1, стр. 125)

Одна мысль про “Праздник Ивана Купалы”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

часы вне времени