Языческие славянские праздники

языческие боги славян >>

просинец (январь)

сечень (февраль)

  • Сретенье
  • Велесов день

сухый (март)

березол (апрель)

травень (май)

  • Матери Сырой Земли

кресень (июнь)

червень (июль)

  • Перунов день

серпень (август)

  • Медовый и Яблочный Спас

рюень (сентябрь)

листопад (октябрь)

  • Покров
  • Праздник Макоши Пятницы Параскевы

грудень (ноябрь)

  • Марена

студень (декабрь)

Самый богатый источник для изучения языческих верований наших предков суть простонародные праздники и соединенные с ними обряды, поверья и предания.

Лета (года) у славян делились на три сезона: Весна, Осень и Зима. Более поздний календарь получает привычную для нас привязку к четырем астрономическим солнечным событиям года:

  • слабенькое зимнее солнце-младенец Коляда — рождается обновленным утром после Ночи Зимнего солнцестояния,
  • в День Весеннего равноденствия обращается в окрепшее солнце-юноша Ярило,
  • в День Летнего солнцестояния обращается в могучее солнце-муж Купайла,
  • в День Осеннего равноденствия обращается в стареющее и слабеющее мудрое осеннее солнце-старик Световит.

Некоторые из праздников не имеют постоянного времени проведения, другие отправляются в строго определенные дни. Это разнообразие происходит оттого, что почти все народные праздники совпадают с церковными и сообразуются с их распорядком. Было ли так и до введения христианства – неизвестно; вероятно, что все имели определенное время и что подвижность некоторых произошла вследствие уничтожения языческих торжеств и замены их христианскими, отчего первые потеряли свою самостоятельность и слились с последними.

Главные зимние народные праздники: коляда и авсень, святки (субботки)  и масленица. Главные летние праздники: купала, семик и троицын день (зеленые святки). Рассматривая эти две группы праздников нельзя не заметить между ними некоего соответствия. Между отдельными торжествами есть даже аналогии и сходства. Это сходство невольно приводит к мысли, что в распределении праздников – зимних и летних – должен скрываться какой-нибудь общий закон, они должны находиться в связи с какими-нибудь постоянными важными изменениями в природе и им соответствовать.  Действительно, нетрудно заметить, что простонародные праздники группируются зимой  около вступления солнца в знак козерога, а летом – около вступления его в знак рака. Поворот солнца на лето или на зиму – центры, около которых вращался языческий богослужебный календарь наших предков. Зная это и сопоставляя время празднований с характером торжеств, можно составить себе приблизительное понятие о главных чертах древнего славянского язычества. Исходным пунктом служили ему жизнь и смерть природы. Оживление, деятельность и развитие силы природы были жизнью; их омертвение, усыпление – смертью. Эти два начала, враждебные, вечно борющиеся между собой, управляли миром и разделяли все существующее на два враждебных царства, так что все явления, силы и предметы видимой природы были отнесены к тому или другому. В сутках день и ночь, в жизни человека – бодрствование и сон, жизнь и смерть, в жизни природы – весна, лето, осень и зимабеспрестанно представляли эти враждебные начала и их борьбу.

Анна Виноградова. Переходящая брод.

Христианское отправление церковных праздников, по времени совпавших с древними, дохристианскими, так сильно изменило обряды последних, так с ними слилось и перемешалось, что почти невозможно провести между ними черту и указать, что относится к старому, а что – к новому.

Межсезонной формой молодёжного досуга в осенне-зимнее времена были посиделки.

ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ СЛАВЯН

Одна мысль про “Языческие славянские праздники”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

часы вне времени