Святки

языческие славянские праздники

Поклонение враждебным богам, олицетворениям смерти, сна, зимы, ночи происходило в святки и масленицу. Враждебных богов не призывал первобытный человек, он старался их умилостивить, смягчить их гнев, и потому изъявлял им покорность, приносил жертвы, совершал в их честь празднества. Эти празднества обыкновенно отправлялись ночью.

Честняков Ефим
Художник Честняков Ефим

Святки – двенадцать зимних дней продолжающийся от Рождества Христова до крещенского сочельника народный праздник. Сейчас некоторые считают, что название происходит от глагола «святить» и находится в тесной связи с воспоминанием о рождении Спасителя мира. И что предмет святочных забав выражает народное веселье и семейную жизнь. Но есть и другое мнение. Что святки и святочные обряды были во времена язычества поклонением мрачным духам, враждебным силам. И приводятся доказательные факты. Например, в Орловской губернии особенно опасались чертей, и их называли здесь святошными и даже святошами. Никто не ходил поздно ночью в гости из опасения попасться в руки чертей, думая, что в святочные ночи бегают черти. Существенную принадлежность святок составляли гаданья, переряживанья , святочные игры и гулянья. Наряжались чаще всего в буку, медведя, бабу ягу, козу, плясунов. И эти маскарадные лица (маски) были вовсе не забавны: наши предки представляли их образом дьявола. Все они были страшными, с лицами, обмазанными сажей, с рогами, толстыми и кривыми ногами, черными зубами и т.д. К этим маскам иногда присоединялась еще и смерть, одетая в саван. Таким образом, святки имели прежде не то значение, какое имеют теперь. В некоторых уездах святочные вечера имели название субботок, а это название слишком напоминает шабаши, справляемые по преданиям ведьмами на Лысой горе.

В некоторых местах северо-восточной России на праздники забивали свиней и пекли пироги. Убитого кабана окропляли водой, окуривали и обрызгивали огонь, на котором обжигали кабана, его кровью. Это делалось для того, чтобы «нечистая сила не ходила по скотным дворам и не портила бы домашний скот». Т.е. во времена язычества свинья приносилась в жертву для того, чтобы умилостивить нечистую силу. И теперь на Р.Х. принято во многих местах готовить поросенка, начиненного кашей, или кабанью голову с хреном.

В западной России существовало поверье, что если не допрядут кудели, то она будет ходить за ними… Если оставались нитки на мотовиле, то их не снимали, а перерезали.

В Саратовской губернии принято было сносить женщинами посреди улицы огромный омет (кучу) соломы и зажигать его. Горящий омет назывался костромою, которая окружалась девушками и «величалась» .

Борис Кустодиев. Зимнее гулянье на реке.
Борис Кустодиев. Зимнее гулянье на реке.

В некоторых губерниях по выходу из крещенской заутрени запрягали сани, сажали в них ребятишек и скакали во весь дух по деревне. Это якобы для того, чтобы уродился хороший и долгий лен. На Р.Х. нельзя было выпускать домашний скот из хлевов – для безопасности от нечистой силы и знахарей.

Накануне Р.Х. и св. Крещения мужчины и женщины сходились на ночные гулянья, игры, где распевали «бесовские песни». Лживые пророки бегали из села в село нагие, босые с распущенными волосами, тряслись, падали на землю и баснословили о небесных видениях. Скоморохи шатались по деревням. Мужчины и женщины мылись по какому-то обряду в одних банях и совершались другие бесчинства.

На святочных вечерах нарушалось всякое приличие и благочинство: буйство и чувственное наслаждение увлекало людей. Патриарх Иоаким о святочных забавах в конце XVII века свидетельствовал, что они были не что иное как остаток языческих вакханалий.

Борис Кустодиев. Водосвятие
Борис Кустодиев. Водосвятие

Во многих местах России существовал обычай в Крещенье бросаться в прорубь с водой. Считалось, что кто во время святок наряжался чертом или надевал на себя маску, тот страшный грешник, и грех не иначе можно было смыть, как только решимостью окунуться три раза в крещенской проруби.

О святочных играх. Суженый, суженые – альфа и омега святочных игр, которые позволяли многие вольности. Святочные гаданья – это попытка узнать будущее с помощью вызывания темных сил, и так как неизвестное открывается иносказательно, в аллегориях, то гадание имеет связь с надеванием масок, а следовательно, с поклонением божествам мрака, смерти.

Обожание враждебных сил оставило по себе меньше следов, чем поклонение деятельным, живым силам природы. Причины этого нужно искать в преследованиях церкви. Христианство, не допускающее никаких сделок между добром и злом, научившее мир познавать победу первого и низложение второго, не могло равнодушно смотреть на поклонение духу тьмы. Оно было тем нетерпимо в христианстве, что в народных понятиях дьявол и языческие злые духи слились в одно. Другая причина заключалась, может быть, еще и в том, что большая часть важнейших христианских праздников бывает зимой или весной, т.е. в то время, когда язычники совершали обычные поклонения враждебным богам; с утверждением христианства эти поклонения не могли не исчезнуть перед церковными торжествами. Наконец, безнравственность языческих вакханалий вызывали против себя всю строгость нашего духовенства, что также должно было немало содействовать искоренению этих праздников.

языческие славянские праздники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

часы вне времени