Родительская суббота и радоница

языческие славянские праздники

В годовом цикле традиционных праздников, связанных у наших народов с православным христианством, существуют даты посвященные почитанию предков. Их называют «родительскими днями».

Нужно отметить, что христианский календарь поминовения усопших не совпадает с народным в котором было принято поминать «родителей» накануне больших праздников.

Языческие поминания, по всей вероятности, имели постоянное отношение к временам года, потому что находились в тесной связи с поклонением враждебным богам, олицетворениям смерти, сна природы. Все данные указывают на эту связь.

В Силезии, в Польше народ ходил на рассвете 1 марта с зажженными факелами на кладбище и приносил жертву усопшим. В Богемии в память усопших устраивали игры. Во многих местах на поминанья даже приглашали скоморохов. В Псковской и Тверской губерниях совершали гадания, как в святки. В других местах жгли солому и кликали мертвых. Другими словами, мертвым совершалось поклонение с такими же обрядами, как и враждебным духам.

Позднее, после принятия христианства, боготворение мертвых, разумеется, исчезло. Но некоторые следы в поминальных обычаях остались: с ними беседовали, их призывали, их угощали пищей, питьем, как будто, они живут в тех же условиях, что и живые.

В Родоницу * поминают предков, призывают их посетить землю: «Прилетайте, милые деды…» Люди приходят на могилы к родственникам и приносят поминальные им дары.

В некоторых местах Белоруссии катали на кладбищах окрашенные яйца, поливали могилу пивом, брагой, водкой, ставили кушанье. Приступая к поминальной трапезе, делали воззвание к родителям: «Святые родители! Ходите к нам хлеба – соли откушать». После обращались к могиле покойника с извинениями: « Вы видите, наши родители, не обижайтесь, что имеем, то и несем».

Замечательные обычаи в Олонецкой губернии. Здесь поминовение совершалось иногда целой деревней. Для этого назначался день и налагался на поселян пост. За два или три дня до срока собирались к кому-нибудь из соседей, у кого побольше изба, и начинали стряпню сами гости. Хозяева выдавали только припасы и ходили по углам избы с плачем и причитаниями. В назначенный день накрывали столы: один на крыльце, другой в сенях, третий в комнате. Выходили толпой навстречу к воображаемым покойникам, приветствуя их: «Вы устали, родные, покушайте чего-нибудь». После угощений на крыльце шли тем же порядком в сени, затем в избу. Тут хозяин, обращаясь к покойникам, предполагая их присутствующими невидимо, говорил: «Чай, вы зазябли в сырой земле, да и в дороге-то, может быть, было не тепло. Погрейтесь, родные, на печке». Живые садились между тем за стол и кушали. Перед киселем же, когда по обыкновению пели вечную память, хозяин открывал окно, спускал из него на улицу холст, на котором опускали покойника в могилу, и начинал провожать с печки невидимых покойников. «Теперь вам пора домой, да ножки у вас устали, не близко ведь было идти. Вот тут помягче, ступайте с Богом.» Здешние поселяне сметают еще с могил сор, стелют на могилу платок и потом рассказывают вслух покойникам обо всем, что случилось после их смерти.

В Киеве в особый день сходился на кладбище весь народ. Сначала отправляли панихиду над умершими, а потом каждое семейство, сев в кружок близ родственной могилы, поминает родителей, родственников, друзей, всех близких и дорогих. Ели и пили за упокой, просили прощения за нанесенные обиды. Затем просили семинаристов или учеников бурсы петь духовного содержания стихи печальным и погребальным напевом. Растрогавшись, запивали горе и слезы вином. Старший из поминальщиков обращался к плачущим: «Давайте же скорей чарку горилки – утолим горе». Скрипачи играют заунывные или похоронные песни, и все плачут. «Погодите! Да перестаньте же играть! Не видите, что все уже рыдают? Будто снова родного хоронят?» Скрипачи начинают играть веселое, и все, забыв горе, бросаются вприсядку. Поминки превращаются в безотчетный разгул, который иногда продолжается всю ночь. На другой день говорят только: «Ой, болит моя головонька». Чтобы прогнать головную боль, похмелялись, похмелье иногда длилось несколько дней кряду.

Родительская суббота и Радоница – это праздники в честь мертвых. Когда именно они отправлялись во времена язычества, трудно определить. Сроки теперешних общих поминаний усопших не отвечают на этот вопрос. Они отчасти узаконены церковью, отчасти условливаются какими-нибудь важными историческими событиями.


* Родоница Вторник Фоминой недели носит название «радуницы», или «радоницы».

Языческие славянские праздники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

часы вне времени