Родительская суббота и радоница

языческие славянские праздники

В годовом цикле традиционных праздников, связанных у наших народов с православным христианством, существуют даты посвященные почитанию предков. Их называют «родительскими днями».

Нужно отметить, что христианский календарь поминовения усопших не совпадает с народным в котором было принято поминать «родителей» накануне больших праздников.

Языческие поминания, по всей вероятности, имели постоянное отношение к временам года, потому что находились в тесной связи с поклонением враждебным богам, олицетворениям смерти, сна природы. Все данные указывают на эту связь.

В Силезии, в Польше народ ходил на рассвете 1 марта с зажженными факелами на кладбище и приносил жертву усопшим. В Богемии в память усопших устраивали игры. Во многих местах на поминанья даже приглашали скоморохов. В Псковской и Тверской губерниях совершали гадания, как в святки. В других местах жгли солому и кликали мертвых. Другими словами, мертвым совершалось поклонение с такими же обрядами, как и враждебным духам.

Позднее, после принятия христианства, боготворение мертвых, разумеется, исчезло. Но некоторые следы в поминальных обычаях остались: с ними беседовали, их призывали, их угощали пищей, питьем, как будто, они живут в тех же условиях, что и живые.

В Родоницу * поминают предков, призывают их посетить землю: «Прилетайте, милые деды…» Люди приходят на могилы к родственникам и приносят поминальные им дары.

В некоторых местах Белоруссии катали на кладбищах окрашенные яйца, поливали могилу пивом, брагой, водкой, ставили кушанье. Приступая к поминальной трапезе, делали воззвание к родителям: «Святые родители! Ходите к нам хлеба – соли откушать». После обращались к могиле покойника с извинениями: « Вы видите, наши родители, не обижайтесь, что имеем, то и несем».

Замечательные обычаи в Олонецкой губернии. Здесь поминовение совершалось иногда целой деревней. Для этого назначался день и налагался на поселян пост. За два или три дня до срока собирались к кому-нибудь из соседей, у кого побольше изба, и начинали стряпню сами гости. Хозяева выдавали только припасы и ходили по углам избы с плачем и причитаниями. В назначенный день накрывали столы: один на крыльце, другой в сенях, третий в комнате. Выходили толпой навстречу к воображаемым покойникам, приветствуя их: «Вы устали, родные, покушайте чего-нибудь». После угощений на крыльце шли тем же порядком в сени, затем в избу. Тут хозяин, обращаясь к покойникам, предполагая их присутствующими невидимо, говорил: «Чай, вы зазябли в сырой земле, да и в дороге-то, может быть, было не тепло. Погрейтесь, родные, на печке». Живые садились между тем за стол и кушали. Перед киселем же, когда по обыкновению пели вечную память, хозяин открывал окно, спускал из него на улицу холст, на котором опускали покойника в могилу, и начинал провожать с печки невидимых покойников. «Теперь вам пора домой, да ножки у вас устали, не близко ведь было идти. Вот тут помягче, ступайте с Богом.» Здешние поселяне сметают еще с могил сор, стелют на могилу платок и потом рассказывают вслух покойникам обо всем, что случилось после их смерти.

В Киеве в особый день сходился на кладбище весь народ. Сначала отправляли панихиду над умершими, а потом каждое семейство, сев в кружок близ родственной могилы, поминает родителей, родственников, друзей, всех близких и дорогих. Ели и пили за упокой, просили прощения за нанесенные обиды. Затем просили семинаристов или учеников бурсы петь духовного содержания стихи печальным и погребальным напевом. Растрогавшись, запивали горе и слезы вином. Старший из поминальщиков обращался к плачущим: «Давайте же скорей чарку горилки – утолим горе». Скрипачи играют заунывные или похоронные песни, и все плачут. «Погодите! Да перестаньте же играть! Не видите, что все уже рыдают? Будто снова родного хоронят?» Скрипачи начинают играть веселое, и все, забыв горе, бросаются вприсядку. Поминки превращаются в безотчетный разгул, который иногда продолжается всю ночь. На другой день говорят только: «Ой, болит моя головонька». Чтобы прогнать головную боль, похмелялись, похмелье иногда длилось несколько дней кряду.

Родительская суббота и Радоница – это праздники в честь мертвых. Когда именно они отправлялись во времена язычества, трудно определить. Сроки теперешних общих поминаний усопших не отвечают на этот вопрос. Они отчасти узаконены церковью, отчасти условливаются какими-нибудь важными историческими событиями.


* Родоница Вторник Фоминой недели носит название «радуницы», или «радоницы».

Языческие славянские праздники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

часы вне времени