языческие славянские праздники
Масленица представляет собой какое-то странное смешение всех зимних языческих празднеств. Кажется, она по преимуществу была праздников в честь мертвых, на это указывает употребление блинов, неразрывных спутников поминаний по древнему обычаю. Так в Тамбовской губернии и в смежных с нею местах первый испеченный блин клался на слуховое окошко в том предположении, что души родственников, знакомых, особенно родителей, невидимо съедят его. Если он оставался нетронутым, то думали, что злые духи до него не допускают, в таком случае прогоняли их заклинаниями. Набожные женщины, садясь за стол, ели первый блин за упокой усопших, а следующими блинами встречали масленицу. Более того, масленица была, кажется, и праздником злых, враждебных духов. На это тоже много указаний. Так в Костромской губернии в последний день масленицы, именно в воскресенье, составлялась из наряженных мужчин с соломенными колпаками на голове верховая поездка, называемая обоз. Вечерами за городом колпаки сжигались — это означало «сжечь масленицу». По деревням пели песни, а вечером мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку соломы, складывали ее вместе и зажигали, что называлось «сжечь соломенного мужика».
Праздничная неделя делится на два последовательных этапа:
- Узкая Масленица — понедельник (встреча), вторник и среда (заигрыш и лакомки),
- Широкая Масленица — четверг (разгул), пятница (тёщины вечёрки), суббота и воскресенье (золовкины посиделки и проводы).
До начала Широкой Масленицы необходимо было завершить все хозяйственные работы. В последний день масленичной недели происходил ритуал похорон Масленицы, который в разных губерниях России заключался в сожжении куклы Масленицы (Марены).
Во Владимирской и частью в Вятской губерниях возили на санях, запряженных двенадцатью лошадьми, наряженного мужика. Он сидит на колесе, поставленном посреди саней, в руках держит полуштоф с вином и калачи. С ним сидят наряженные музыканты, которые поют и играют. Почти такое же действие происходило в Симбирской, Саратовской, Пензенской и Нижегородской губерниях. Сколотив вместе несколько дровен, застилали их досками, посредине ставили толстое, высокое дерево с воткнутым на верху его колесом. На этом колесе усаживался ряженный, который веселил народ своими забавами и проделками. Потом возили по всем улицам сани с деревом и лошадьми, наряженными в разных других животных. Многие, вместо масок, раскрашивали лица углем и сажей, надевали на себя платье навыворот или шкуры животных с рогами и черепом головы. Шествие это называлось проводами честной масленицы, и случалось оно обычно в прощеное воскресенье. Во время шествия все скакали и пели, а вместо музыки ударяли в бубны и тазы.
В Рязанской губернии после проводов масленицы сходились на общую пирушку и гуляли до рассвета. При этом блины не сходили со стола в продолжение всей ночи.
По некоторым местам Малороссии было обыкновение с песнями носить по улицам чучело, при этом его сопровождала толпа детей, которые кричали и бросали в него снежные комки. В других местах возили на санях масленицу – деревянное изображение женщины с распущенными волосами и в пестрой одежде, которое потом бросали в воду или сжигали за городом.
В чистый понедельник во многих городах поутру собирались кучами ребятишки и шли толпою к дому каждого хозяина с ухватами, кочергами, метлами, сковородами и кричали: «Мы масленицу прокатили, святы вечера проиграли и т.д.»
На масленицу обычны были также ночные гулянья и катанья. Так что во всех этих обрядах и поверьях, относящихся к масленице, видны следы служения злым духам.
Наконец, масленица есть, отчасти, и празднование весны. В Саратовской губернии, например, масленицу встречают под видом деревянного истукана с веселыми песнями, но в воскресенье вечером истукана погребают. Что означают эти встречи и похороны? Может быть, истукан, играющий роль масленицы, соединял в себе олицетворенную весну, которую встречали, и зиму, которую провожали. Такое смешение часто встречается в народных обычаях. Как бы то ни было, встреча совершается с весенними обрядами, а проводы или похороны напоминают торжества в честь враждебных сил. И приходится отметить, что в праздновании масленицы обрядов, сопровождающих весенние праздники, несравненно меньше, чем относящимся к служению злым духам и мертвым.
языческие славянские праздники
2 комментария для “0”