Художники братья Григорий и Никанор Чернецовы — интереснейшие представители русского искусства первой половины XIX века. Они занимают достойное место в плеяде замечательных пейзажистов того времени: Сильвестра Щедрина, Льва Лагорио, Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, Михаила Лебедева. На протяжении более пятидесяти лет творческой деятельности Чернецовы трудились не покладая рук, движимые одной целью «быть полезными себе и отечеству, обретя честь и существование в памяти потомства»[1]. На первый взгляд может показаться, что они являются художниками далеко не столь яркими, как перечисленные их современники. Но только на первый взгляд. Своеобразие и неповторимость проявились в кропотливом тихом труде Чернецовых, в желании просвещать современников и передать потомкам как можно больше художественных документов о России. Причем документальность картины вовсе не означает отсутствия в ней живописности. При ознакомлении с необъятным наследием братьев Чернецовых (известно более двух тысяч их произведений) мы понимаем, что они были прекрасными и талантливыми пейзажистами.
Жизненный и творческий путь Чернецовых был тернист и нелегок, братьям довелось познать признание и успех, а в конце жизни — забвение и нищету.
Григорий Григорьевич и Никанор Григорьевич Чернецовы — выходцы из мещанской семьи, проживавшей в городе Лух Костромской губернии.
Историю своего рода братья записали в дневнике[2]. Их предок, священник Василий Чернецов, был духовником боярина Артемона Матвеева и сопровождал его, когда тот жил в Лухе. Его сыну, Василию Васильевичу Чернецову (прапрадеду художников), понравился этот тихий древний город, и он решил окончательно поселиться в нем со своей семьей. Это произошло в конце XVII века.
Семья Чернецовых была большая и бедная. Живописи Григорий и Никанор также учились у отца и старшего брата Евграфа, которые были иконописцами. В шестнадцать лет Григорий подал прошение в петербургскую Академию художеств и, несмотря на отказ, отправился в столицу, не имея ни рекомендаций, ни денег, ни знакомых. К счастью, ему удалось получить разрешение заниматься ежедневно по два часа рисунком в классах Академии. Огромную роль в судьбе Григория сыграл видный ученый, историк Павел Свиньин. Он рекомендовал подававшего надежды молодого художника Петру Кикину, председателю недавно созданного Общества поощрения художников. Григорий получил возможность заниматься у известного гравера Степана Галактионова, посещать натурный класс, а с 1822 года начал упражняться под руководством профессора Варнека, где он не должен не сделать значительных успехов.
Тоска по любимому городу и природе тянула художника на окраины и тихие пригороды Петербурга, особенно на Крестовый, Петровский острова, Смоленское поле; альбомы заполнялись множеством зарисовок и эскизов. В бытовом плане эти годы были очень трудными: Григорий жил на скудные средства, посылаемые братом Евграфом, одной надеждой, которая каждый день таяла. Однако вскоре жизнь коренным образом изменилась: как только Григорий получил серебряную медаль за рисунок, ему сразу же назначили жалованье в 600 рублей в год.
В 1823 году в Петербург приехал Никанор Чернецов. Свиньин взял под свое покровительство и младшего брата: Никанора Чернецова приняли в Общество поощрения художников с жалованьем в 300 рублей в год. Через некоторое время Григорий также начал заниматься в пейзажном классе у Максима Воробьева. Братья вместе ходили на «снятие видов» в «натурный класс под открытым небом». Работали они поразительно продуктивно. Художники создавали множество этюдов и рисунков; картины они завершали в мастерской на основе огромного материала, но живое ощущение натуры сохранялось всегда.
Каждое лето Чернецовы совершали пешие прогулки, делали зарисовки с натуры пригородов Петербурга: Царского Села, Петергофа, Парлогово, Дудеровской горы и других. Братья влияли друг на друга так, что порой сложно определить — кто создавал произведение и кто был инициатором в выборе темы. И это несмотря на то, что братья были совершенно разные по характеру: Григорий — суровый педант, склонный к меланхолии, Никанор — более артистичный и жизнерадостный.
Наряду с этим братья занимались интерьерной живописью.
Жажду новых художественных впечатлений Григорий и Никанор Чернецовы утоляли во время путешествий. В 1823 году Григорий выезжал в Гапсалу, в 1825-м он побывал в Финляндии, в 1826-м братья целое лето провели на родине, в Костромской губернии, в 1827-м они были командированы в Ревель, в 1828-м Никанор писал в Гостилицах.
В завершение обучения Григорий написал «Перспективный вид внутренности Эрмитажной библиотеки, погрудное изображение старика, девушки с теленком в малом виде с натуры», а Никанор — «Перспективный вид французской галереи в Эрмитаже, портрет в рост с натуры, пейзаж, представляющий зиму, портреты с натуры и прочее». За них братья получили золотые медали второго достоинства и были признаны художниками XIV класса.
Вскоре, в 1829 году, братьям пришлось расстаться на несколько лет.
Никанор, по характеру дарования тяготевший больше к пейзажу, был приглашен в Закавказье. А Григорий, интересы которого были шире: помимо пейзажей он писал портреты, интерьеры, массовые многофигурные сцены, был зачислен на службу в «Кабинет Его Величества».
Григорий Чернецов за успехи показанные им в живописи в короткое время был причислен к Кабинету с званием живописца Его Императорского Величества с жалованьем 1500 рублей ассигнациями в год. Высокое назначение было обусловлено укреплением позиций живописца в художественной среде Петербурга. Теперь в его обязанности входило изображение официальных событий — торжественных встреч, парадов, молебствий и прочего. В 1831 году Григорий был удостоен звания академика за Вид в окрестностях Петербурга. Художник пошел по пути создания не сочиненного, а реалистического пейзажа, изображая природу в ее естественном состоянии, картина полна светлой свежести, объединена строгим голубым тональным строем. Через месяц Григорий получил заказ на создание произведения из государственной жизни. Живописец должен был написать парад по случаю взятия Варшавы
Созданное им произведение «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге (1837)» как по масштабу, так и по исполнению относится к одним из лучших его достижений. Художник написал с натуры 223 фигуры своих современников, не считая Николая I и его окружения. Чернецов поставил своей главной задачей воссоздать облик эпохи, и это ему удалось.
Следует отметить, что еще в петровскую эпоху была выработана каноническая форма конного портрета, и конный образ стал одним из атрибутов русской культуры с пышными празднованиями «викторий» и триумфов. Фигура царя-триумфатора выдвигалась в центр композиции, и главное внимание было сосредоточено на ней. Но Григорий Чернецов неожиданно для заказной картины представил царскую сцену встречи смещенной в сторону и вглубь вместо того, чтобы сделать ее центральной и главной. Зато первый план он дал очень четко и конкретно.
Работая над Парадом, Чернецов написал этюд Писатели в Летнем саду (1832), который является законченным произведением. На фоне деревьев Летнего сада изображены мужские фигуры. Кто же эти люди, полные величавой сдержанности? Это — Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич. Впоследствии художник сделал с картины литографии и написал несколько копий масляными красками для желающих, среди которых была императрица Александра Федоровна.
Живописец предельно точно и убедительно подметил позы каждого персонажа
Чернецов старший внес в картину бытовую убедительность — в простых позах, отчужденности и замкнутости каждой фигуры, в задумчивых, молчаливых и сдержанных лицах, во взгляде в никуда подчеркивается то, что их объединяет: ожидание празднества. Эти образы лишены романтической напряженности. Художник создал портретную характеристику каждого из них, осознавая их как историческое явление национальной культуры и понимая необходимость сохранения портретного облика для последующих поколений. А благодаря сохранившемуся рисунку фигуры Пушкина в рост с характерной припиской мы знаем истинный рост поэта: «Александр Сергеевич Пушкин, рисовано с натуры 1832 года, Апреля 15-го. Ростом 2 аршина 5 вершков с половиною», то есть почти 167 сантиметров. Протокольная точность данного портрета делает это полотно ценным иконографическим документом, тем более что не все изображенные лица были ранее портретируемы.
Другое полотно – «Парад по случаю открытия памятника Александру I в Санкт-Петербурге 30 августа 1834года» — было создано художником в этом же году. Здесь зрители не главные действующие лица. Они даны как стаффажные фигурки — стоящие около зданий, выглядывающие в окна и находящиеся на крышах, а на первом плане — на площади и на лестнице Эрмитажа — показаны более крупные по масштабу фигуры офицеров, ждущие начала парада. Чернецов главное внимание уделил стройным рядам войск на площади, представив их блестящую дисциплину и несокрушимую силу. Все вместе — ритмичное построение войск, величие площади, подчеркнутое стройной колонной, и высокое небо с грозовыми облаками — рождает ощущение торжественности происходящего.
Бесконечные однообразные шеренги царских войск художник изображал и в последующие годы. Парад в Кремле в 1839 году был написан Григорием во время пенсионерской поездки в Италию в 1841 году. На Соборной площади Московского Кремля мчится стройными рядами пышный воинский эскорт, за которым наблюдают немногочисленные зрители. Живописец достиг ощущения внутреннего напряжения, энергии не только внешне выраженным действием, но и определенным колоритом, построенном на напряженных, ярких, немного резких, контрастных красочных пятнах: желто-белых, темно-зеленых, красно-коричневых, синих и голубых.
Путешествие по Закавказью, которое длилось в течение трех лет, начиная с 1829 года, оказало огромное влияние на НиканораЧернецова. Он путешествовал с графом Павлом Ивановичем Кутайсовым. Путь молодого художника пролегал через Валдай, Курск, Ставрополь, а далее по Военно-Грузинской дороге на Тифлис. Он без устали заполнял свой альбом зарисовками улиц, старых построек, крепостей, мечетей, бытовыми сценами и, конечно же, пейзажами. Несмотря на скрупулезную точность произведений, они полны глубокой непосредственности.
Одну из интереснейших работ, изображавшую кавказские горы, Чернецов привез в Петербург. Она настолько понравилась императору Николаю I, что он заказал живописцу написать еще три вида гор, а Совет Академии предоставил Никанора Чернецова на звание «назначенного в академики».
Существует узнаваемое профильное изображение головы Григория Чернецова на полях рукописи Евгения Онегина. Все это — свидетельство того, что Пушкин и Чернецовы встречались не один раз.
К сожалению, вопрос о том, где находится полотно «Вид Дарьяльского ущелья», созданное для поэта, остается открытым. На сегодняшний день известно местонахождение трех вариантов картины, изображающих ущелье, — в тюменской картинной галерее и в петербургском и московском музеях А.С. Пушкина. В этих картинах художник заполнил почти все пространство холста громадами скал, как бы вырастающих из недр земли. Чернецов, несомненно, создал романтическое произведение. Он проявил тяготение к повышенно-драматическому состоянию природы, выбрав необычный мотив, рождающий ощущение таинственности, и звучную палитру, построенную на насыщенных и контрастных цветах.
В 1832 году по заказу Академии художеств Никанор написал на звание академика «Вид Тифлиса». Это «видовой» пейзаж, столь характерный для всего его творческого пути. Следует отметить, что в творчестве Чернецовых городская пейзажная живопись в своем сложении оказалась связанной с двумя разновидностями перспективизма: с городской перспективой и с архитектурным пейзажем в узком смысле слова. Но в разное время ведущей у них оказывалась то видовая перспектива (пейзаж, непосредственно вырастающий из перспективного изображения города), то архитектурные памятники и улицы города. В любом случае, задача создания городского пейзажа решалась благодаря подлинному интересу к теме города.
Никанору Чернецову предписывалось создать картину, которая должна быть такой величины, как та, которая написана по программе братом… Фигуры людей должны быть помещены на первом плане и такой величины, покуда место дозволит. Следуя этим указаниям, Чернецов изобразил на первом плане местных жителей. Но они не просто неподвижно стоят или сидят, а действуют: танцуют, музицируют или с интересом наблюдают за происходящим, По замыслу художника, они должны были придать холсту жизнерадостное настроение. Эта работа — робкая еще попытка создать гармоничный пейзаж, где человек и окружающая его среда первый план, на котором происходит дополняют друг друга. В дальнейшем одним из его постоянных композиционных приемов станет выделенный первый план, на котором происходит «действие», и река или дорога, уходящая по диагонали в глубь пейзажа. Плавное перетекание одного цвета в другой служило созданию глубины и формировало пространство. Все это говорило о новом шаге живописца в решении задачи создания световоздушной перспективы.
Сочетание продуманного построения и тонкого колорита присуще акварелям кавказского периода: «Монастырь Рождества Богородицы в Кутаиси» (1830), «Ночь перед бурей», «Кавказские горы», «Базар в Тифлисе», выставленные в Академии в 1833 году. За работы «Ночь перед бурей» и «Дерево» талантливый художник получил медаль первой степени.
Так завершилось путешествие Никанора Чернецова по Закавказью. Впереди его ждал Крым.
Следующее путешествие Никанора Чернецова знаменовало собой начало нового этапа его творчества. 1833-1836 годы он провел в Крыму по приглашению новороссийского генерал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова.
Юг дал живописцу новые впечатления и новый импульс для творчества.
Среди крымских произведений особое место занимает пейзаж «Крепость Гагры в Абхазии» (1837).
Крым привлек Никанора не только уютной красотой живописных гор, степей, берегов моря, но и естественной жизнью человека в этой среде. В целом ряде произведений человеческие фигуры стали чем-то большим, нежели просто оживляющий природу стаффаж. В одной из таких картин – «Татарский домик в Крыму» (1839) — художник показал жизнь обычной татарской семьи. Повседневные занятия людей столь органично включены в изображение природы, что создается ощущение гармоничной естественности происходящего действия. Никанор Чернецов стремился через красоту простого и будничного наполнить картину поэтическим очарованием. В целом, говоря о произведениях Чернецовых, видно смешение различных стилей — и романтизма, и академизма, и бидермейера, и раннего реализма. Такое «смешение» — особенность, присущая всей русской культуре, особенно в первой половине столетия.
Повествовательными элементами художник наполнил произведения «Вид у подножия Аю-Дага» (1836) и «Вид на Аю-Даг в Крыму со стороны моря» (1836): рыбаки, вытаскивающие лодку на берег, пастухи, отдыхающие у водопоя, стадо, разошедшееся вдоль берега, девушка, идущая полоскать белье. Но эти жанровые подробности не мешают достоверной передаче ландшафта, а вновь гармонично дополняют его. За эти картины Никанор Чернецов был удостоен «вниманием Его Величества — бриллиантовым перстнем», а картины были помещены в Елагинский дворец.
Крымский этап ознаменовался и новыми достижениями в технике акварели. Теперь художник, обладая филигранным мастерством акварели, соединил высокое качество рисунка и тонкое чувство цветовых нюансов. Он создал целую серию «видовых» акварелей – «Крым. Пейзаж» (1833), «Общий вид Фороса» (1836), «Алупка. Верхний сад» (1835) и другие. В них художник утратил таинственность, свойственную романтическому образу природы, однако еще не обрел способность передавать ее живой трепет, который будет доступен следующему поколению художников-реалистов.
Но не только видовые пейзажи увлекали Чернецова. Например, в акварели «Новый Мисхор. На водах» главным героем стало дерево на первом плане. Под ним собрались люди, разбитые на группки, подчеркивающие своими маленькими фигурами величие и масштаб дерева. Мощный его ствол и ветви уходят в глубину пространства, создается впечатление, что дерево это стало крышей для людей, защищая и укрывая их от внешнего мира.
Иная акварель – «Вид из пещеры в Мшатке» — представляет собой беглую заметку. На небольшом листе художник набросал- кистью морское побережье, небо, затянутое облаками, и каменистую пещеру.
В картине «Вид Каралезской долины на южном берегу Крыма» (1839), исполненной в петербургской мастерской на основе воспоминаний и крымских этюдов, художник создал развернутое панорамное изображение с огромным камнем на первом плане и бескрайними просторами долины, не замкнутыми на горизонте.
В 1835 году, совершая поездку во внутренний Крым, Никанор Чернецов посетил Бахчисарайский дворец, столь прославленный Пушкиным.
Картину «Пушкин в Бахчисарайском дворце» (1837) братья Чернецовы посвятили поэту. Они создали ее вместе на основе старых рисунков и эскизов: Никанор написал интерьер дворца с Фонтаном слез, а Григорий — фигуру поэта.
Исполненная Григорием в поздний период своего творчества картина «Южный берег Крыма. Вид на Ливадию сверху» (1873) относится к наиболее примечательным по колориту произведениям крымской серии. Живописец сумел извлечь, кажется, все богатство заключающихся нюансов и выразительных возможностей. Чернецов создал изумительную вибрацию тончайших оттенков основного цвета.
Мечта братьев Чернецовых запечатлеть «красоты отечественной природы и придать большее понятие о знаменитой русской реке», осуществилась в 1838 году. С разрешения комитета Академии четверо путешественников — Григорий, Никанор, Поликарп (младший брат) Чернецовы и их ученик Антон Иванов «отправились от Рыбинска до Астрахани водою, для срисования с натуры замечательных мест по обоим берегам Волги в панорамном виде».
Плавание началось 22 мая и продолжалось полгода. Художники тщательно зарисовывали увиденное в свои альбомы и записывали свои наблюдения в дневники. Никанор Чернецов в «Виде города Чебоксары в Казанской губернии» (1838) умело уловил нежные переходы, которые проявились от радуги, голубизне реки и неба.
В итоге за шесть месяцев вояжа живописцы подробно зарисовали виды обоих берегов Волги. Они создали 1982 рисунка, 80 этюдов маслом и множество планов и набросков. По прибытии в Петербург братья Чернецовы на основе своих пяти книг дорожных записок создали рукопись. Художники принялись за создание уникальной волжской панорамы, используя огромный материал, накопившийся во время поездки. Почти тринадцать лет трудились братья, создав в конечном итоге живописную панораму, которая составила более 700 ров в длину при высоте 2,5 метра. До этого никто из художников не решался создать столь громадное произведение, тем более посвященного реке. В этом смысле Чернецовы совершили поистине художественный подвиг, который не был повторен последующими поколениями русских живописцев.
В 1851 году смонтированная панорама Волга, созданная академиками живописи Григорием и Никанором Чернецовыми, близкий портрет, снятый с натуры в очертаниях одной из важнейших и благодатнейших рек России демонстрировалась в Петербурге на Васильевском острове. Она была закреплена на двух вертикальных цилиндрах, расположенных за окном помещения, оборудованного в виде каюты. При перемещении картины с одного цилиндра на другой и при соответствующем шумовом оформлении у зрителя складывалось полное ощущение движения корабля.
По сути, в этот волжский период начался творческий расцвет художников. Лучшие их вещи привлекают глубоким восприятием природы, блестящим мастерством. В них звучит подлинное чувство, искренняя взволнованность живописцев. Все написано настолько живо и достоверно, что не возникает ощущения декоративной плоскостности. Лучезарный пейзаж «Вид на Волге» (1852) Никанор Чернецов написал по воспоминаниям. Солнечный свет, падая сквозь слой облаков на землю, придает особенную мягкость. Благодаря красивой живописи ощущается живое дыхание природы. В то же время художник продолжал разрабатывать мотив, в котором пейзаж и человек сливаются в безмятежной гармонии природы и тихого, спокойного человеческого существования.
В 1850-1860-е годы Чернецовы создали множество пейзажей, наполненных романтической восторженностью. Братья выбирали краски более звучные, яркие, интенсивные, чем раньше.
Предпочтительными и довольно устойчивыми сюжетами полотен Чернецовых становились пейзажи. Но, тем не менее, люди их интересовали, с одной стороны, как участники современной повседневной жизни, а с другой — как фигурки, дополняющие пейзаж и не нарушающие спокойного и почти бесстрастного его восприятия.
Незаурядные мастера колорита, Чернецовы обуздывали свой живописный темперамент. Но от этого произведения становились более живыми и энергичными.
B l840 году братья Чернецовы отправились в свое первое заграничное путешествие. Они решили посетить чужие края для дальнейшего усовершенствования своих талантов в пейзажной живописи.
Их путь пролегал через Лейпциг, Дрезден, Гамбург, Прагу, Вену и другие. Художники не только любовались архитектурой, памятниками, галереями, но и продолжали, как всегда, много и плодотворно работать.
Приехав в Италию, Чернецовы работали целыми днями. Более полугода братья безвыездно провели в Риме, вслед за тем по несколько месяцев жили во Флоренции, Неаполе и вновь в Риме. На короткие этюды художники выезжали в Помпеи и Амальфи. Их работы, выставленные на суд публики, привлекали внимание; в их адрес звучали как одобрительные, так и осуждающие отзывы.
В Риме братья начали работу с Колизея, постепенно продвигаясь в глубь города. Их, как и других художников, в первую очередь, интересовали античные памятники. Стараясь верно следовать натуре, живописцы не только «портретировали» памятник, тщательно изучали, фиксировали его особенности, но и увлекались его живописностью.
Известны три варианта видов Колизея, созданные кистью Никанора Чернецова. В двух из них (1840) художник написал лишь небольшой фрагмент грандиозных руин. На одной из картин изображен Григорий Чернецов, на другой, по всей видимости, — Поликарп и Григорий. Он внимательно подметил все характерные черты полуразрушенного памятника, поросшего травой и деревьями. Сопоставляя внешний мир природы и внутреннее пространство затененного помещения, освещенного солнцем через арки, живописец динамично выстроил композицию.
Третий вариант вида амфитеатра – «Колизей в лунную ночь» (1842) — говорит о новом подходе автора к построению пространства и освещения. Если раньше Никанор Чернецов, обращаясь к ночному пейзажу, писал «вид», то здесь он создал величественный образ: амфитеатр заполняет собой почти все пространство холста, не оставив места пейзажным далям.
В том же 1842 году Григорий Чернецов написал «Голубой грот на острове Капри». С этого времени живописцы стали интересоваться пещерами и гротами, созданными природой или человеком.
Григорий Чернецов сформировал пространство картины, развернув его снизу вверх. Весь холст занят изображением каменного грота и моря.
Чернецовы трудились чрезвычайно много, но не были отшельниками. Они тесно общались с Томаринским, Скотти, Логановским, Григоровичем. Встречали праздники вместе с русской колонией. Но с зарубежными мастерами контакты были не столь оживленными. В дневниках содержатся лишь упоминания о Кромеке, Гмелине, Эльзассере, Кателе. Одним из свидетельств этого общения служит групповой портрет русской колонии в Италии – «Русские художники в Риме в 1842 году», созданный Григорием Чернецовым (всего 43 человека). Можно перечислить всех присутствующих в то время в Италии художников и иметь представление об их внешнем облике. В конце 1842 года завершилось первое путешествие по Италии брать Чернецовых. Повторно они вернулись сюда спустя несколько лет, в 1846 году.
Они продолжали работать в Риме, Флоренции, Неаполе. Братья были свободны от требований Академии в выборе тем для своих картин, но не ограничились лишь видовыми пейзажами, а обратились к интерьерному жанру. Художников не пугали трудности и они достигли больших успехов.
Вслед за первым путешествием по Италии трое братьев — Григорий, Никанор и Поликарп — направились на Ближний Восток. Они прибыли в Александрию, чтобы скорее достичь главной цели нового странствия -Святой Земли. Полтора месяца художники работали в Египте, затем совершили круиз по Нилу, добрались до Каира. Повсюду они снимали «богатый живописный урожай». Путешественников интересовало все. Не боясь трудностей, они залезали на вершины пирамид, чтобы запечатлеть раскинувшуюся взору панораму. Терпя безжалостное палящее солнце, братья останавливались на каждом шагу и с неутолимой жадностью фиксировали в своих альбомах то, что казалось им примечательным. Впоследствии в мастерской художников в Петербурге появлялись новые картины. Одной из них был «Вид на Нил в Египте» (1851) Григория Чернецова.
Природа Востока открылась братьям художникам своей декоративной красочностью. Особенно это выразилось в изображении древних памятников архитектуры. Интересна серия городских пейзажей Палестины, среди которых выделяются пейзажи видовые – «Панорамный вид Каира» (1852), «Вид на Эфес» (1849), «Вид Иерусалима» (1854) — и архитектурные – «Ворота Побед в Каире» (1842), «Улица Табания в Каире» (1842), «Фонтан Хабания в Каире» (1845), «Большой базар в Константинополе» (1843).
Горячим колоритом южной природы насыщена картина «Фонтан Хабания в Каире» (1845). Григорий Чернецов нисколько не преувеличил яркость и сочность красочной гаммы — все цвета находят свое соответствие в красках пейзажа. Создается ощущение, что архитектурный памятник существует в «зеленом водовороте» экзотических деревьев.
Иное впечатление — необычной простоты и грациозности внутреннего убранства — производит интерьер в Церкви Георгиевского патриаршего монастыря в Каире (1842). Интерьер оживлен лишь ионическими капителями колонн. Строгость и простота храма подчеркивается скромной цветовой гаммой.
Путешествие любознательных художников шло своей чередой, но из-за воспаления глаз Никанора и заболевания Поликарпа братья уехали из Каира в Иерусалим. Где и умер Поликарп.
Чернецовы создали иконографию Иерусалима, которую можно назвать энциклопедией святого места.
В дальнейшем путешественники посетили остров Родос и Эфес, Константинополь, откуда отправились домой в Петербург. Возвратясь из путешествия в 1843 году братья получили одобрение за свой труд.
В последние десятилетия своего творческого пути художники работали с особым напряжением. Для них наступило сложное время. Император Николай I однажды нелестно отозвался о работах Чернецовых — и с тех пор ни одна картина на академической выставке не удостоилась положительного официального отзыва. С оттенком пренебрежения писали о художниках критики. По-другому оценивал творчество живописцев президент Академии художеств герцог Лейхтенбергский, считавший, что если бы у нас в России существовали средства для издания в гравюре и литографических рисунках, то труды Чернецовых были бы оценены во всей Европе и сами они могли обогатиться.
В середине столетия критическое осмысление действительности, правда жизни и желание преобразований пришли на смену поэтическому спокойному восприятию мира. Но Чернецовы, стараясь не обращать внимания на критику, продолжали разрабатывать тематику предшествующих лет.
В эти годы Григорий и Никанор Чернецовы занялись исторической живописью, хотя этот жанр не был сильной стороной их творчества. Но эти опыты не изменили сложившегося в обществе отношения к художникам. Их вновь упрекнули в том, что это не исторические картины, а исторические пейзажи, в которых человеческие фигуры играют весьма незначительную роль.
Среди оптимистических по настроению картин появились произведения, передающие взволнованное, а порой драматическое состояние живописцев. Григорием Чернецовым в 1860 году была создана картина «Лавра Святого Саввы близ Иерусалима в Палестине», навеянная трагическими воспоминаниями о смерти во время переезда из Каира в Иерусалим младшего брата Поликарпушки.
С каждым годом братьям Чернецовым становилось все труднее. Интерес к их творчеству по-прежнему угасал. С огромным трудом они получили жалкое содержание. Но через некоторое время и этого пособия они лишились.
К сожалению, трудившиеся всю жизнь на благо отечества художники Чернецовы были позабыты в кругу императора. Вскоре, в 1865 году, умер Григорий Чернецов. У Никанора не было денег даже на погребение брата, и он вынужден был просить о помощи правление Академии.
Никанор надеялся, что созданные им произведения «полезны отечеству», и просил Академию давать ему заказы, чтобы «оживить дух его, с коим готов трудиться всегда». На его просьбу не ответили…
Последние четырнадцать лет он приводил в порядок свое наследие и трудился над окончанием произведений брата – «Панорама с высоты Александрийской колонны» (диптих) и вариантом картины «Воззвание Минина в Нижнем Новгороде». В 1874 году Чернецов предложил музею Академии художеств приобрести четыре портфеля с рисунками (около двух тысяч единиц), оформив листы папками с золотым тиснением. Не дожив до окончания полной выплаты, Никанор Чернецов умер в 1879 году.
В 1878 году в Академии художеств были экспонированы произведения, предназначенные в дальнейшем для посылки на Всемирную парижскую выставку. Среди представленных картин были работы кисти Чернецовых.
Заключение.
Интерес к творчеству наших земляков — луховчан академиков, живописцев Григорию Григорьевичу и Никанору Григорьевичу Чернецовым не уменьшается, т.к. их служение искусству, а в сущности России и своему народу составляло их жизненное кредо. Можно со всей определенностью сказать, что творчеству художников Чернецовых всегда было свойственно чувство гражданственности и патриотизма.
Главное значение их трудов видится в том, что они смело противопоставляли классическим красотам Востока и Запада красоты русской земли, указывали на красоту древнерусского зодчества, что они будили интерес к родным местам.
Картины Григория и Никанора Чернецовых экспонируются во многих музеях страны. Они представлены в Третьяковской галерее, в Русском музее, в ряде областных краеведческих музеев и в картинных галереях. Ивановская картинная галерея хранит два произведения художников-луховчан – «Грот на Волге» (написан Григорием во время путешествия по Волге) и «Римский форум» (архитектурный пейзаж, нарисованный Никанором)
Потомки бережно хранят память о патриотах родной земли, академиках-художниках Г.и Н. Чернецовых. Опубликованы материалы их путешествий, дневники, выпущены книги «Г. и Н.Чернецовы. Путешествие по Волге», Е.Никольская «Братья Чернецовы». В нашем поселке одна из улиц названа в их честь. Улица эта не только часть Луха, но и отметка на исторической памяти луховчан. Она напоминает о наших славных земляках – первых художниках-академиках Ивановской земли, о которых в Большой Советской энциклопедии сказано: «Их картины сочетаются с документальной точностью деталей и правдивостью наблюдений. Просветительские по характеру, проникнутые интересом к родной природе, эти произведения стали одним из этапов формирования в русской живописи национального пейзажа»[3]
Список литературы
1. Баделин В.И. Земля Иванов.- Иваново, 2001.- 627с.
2.Большая Советская Энциклопедия. Т.29.- М., 1978.-640с.
3.Галкина П. Творцы «Портрета Волги»// Колхозная правда.- 1983
4.Кабанов А.Ю. Лухский край земля заповедная.- Иваново, 2003.- 364с.
5.Кокурин Н. «Мы решили дать портрет Волги…»// Колхозная правда.- 1988.- 15 октября
6.Логинов С. через тернии – к звездам// Колхозная правда.- 1985.
7.Никольская Е.Братья Чернецовы. – М., 2002.
8.Тихонова пустынь и Лухский край.- Иваново, 2003.- 200с.
Уважаемый/ая автор, добрый день. Спасибо за интересный материал.
Меня зовут Михаил Вадимович Волков, я возглавляю инвестиционную рабочую группу, занимающуюся восстановлением окн «Ансамбль дома отдыха «Плёс» в г Плёсе Иван обл.
Экскурсоводы Плесского музея-заповедника часто нам рассказывали о знаменитой волжской панораме братьев Черецовых, и мы захотели воссоздать хотя бы несколько ее фрагментов в виде оригинального замысла братьев — каютного просмотра. Можно было бы добавить в качестве антуража некоторые современные медийные возможности.
Я читал, что ее (панорамы) фрагменты хранятся в архиве Гос Эрмитажа, ГРМ.. Могли бы ли Вы посоветовать какие-то еще возможные источники описывающие более подробно состав работ, историю написания и проч интересные факты, кот можно было бы использовать в ходе разработки нового турпродукта? Спасибо.
Прекрасный ознакомительный материал о замечательных русских художниках. Спасибо автору!