Жан Дезире Гюстав Курбе (1819 — 1877) — французский живописец, график, скульптор.
![Gustave Courbet Gustave Courbet](http://cosmograph.ru/wp-content/uploads/2016/02/a1.jpg)
Родился будущий художник в небольшом городке Орнане, расположенном неподалеку от швейцарской границы. Предки со стороны отца, владельца фермы и виноградников, на протяжении поколений жили в восточной Франции: мать также была уроженкой этих мест.
В 1831 году Гюстав поступил в местную школу, где сразу обрел репутацию шумного и проказливого ученика. Интерес к рисованию пробудил в нем один из школьных учителей, «папаша» Бод. Когда-то Бод был подмастерьем у Антуана Жана Гроса, и теперь сам побуждал своих учеников как можно больше рисовать с натуры*.
![Gustave Courbet: Le sommeil (1866) Gustave Courbet: Le sommeil (1866)](http://cosmograph.ru/wp-content/uploads/2016/02/c1.jpg)
В 1837 году Гюстав поступил в Королевский колледж в Безансоне. Вняв советам родных, он изучал право, но вместе с тем (уже по собственному желанию) посещал занятия и в местной Академии. Очевидно, это сыграло свою роль в том, что в 1839 году юноша отправился в Париж. Там он первое время осваивал азы художнического ремесла у некоего художника Стобена. Ученические штудии Гюстав дополнял посещением музеев, где старательно копировал выставленные работы живописцев — от старых испанских и голландских мастеров до Теодора Жерико и Эжена Делакруа. Позже художник объявлял себя самоучкой, но в этом немного лукавил, потому что начальное художественное образование он все-таки получил.
Подобно большинству молодых честолюбцев от живописи, Курбе надеялся добиться признания, выставившись в Салоне. Он напряженно искал выигрышную тему для выставочной работы и экспериментировал с различными стилями. В период между 1841 и 1847 годами он попробовал себя в портрете, пейзаже, жанровых сценках и даже в религиозной живописи. Результат вышел довольно плачевным. Большинство предлагаемых работ Курбе жюри Салона отвергло. Из попавших же в Салон трех картин лишь одну («Автопортрет с черной собакой») весьма сдержанно заметила критика.
Таким образом, положение Курбе накануне французской революции 1848 года было не слишком благополучным.
![Joanna Hiffernan Joanna Hiffernan](http://cosmograph.ru/wp-content/uploads/2016/02/s3.jpg)
Демократическую направленность творчества художника во многом определили революционные события, свидетелем которых он оказался. В 1846 году художнику как будто улыбнулась судьба. Один голландский торговец произведениями искусства приобрел две его работы и пообещал новые заказы, если тот приедет в Голландию. Курбе поддерживали и его новые друзья, все сплошь молодые писатели и художники. Среди них были фигуры, не нуждающиеся в особом представлении, — например, Шарль Бодлер и Пьер Жозеф Прудон. Компания обычно собиралась в пивной, находившейся в двух шагах от мастерской художника и прозванной друзьями «Храмом реализма». Именно здесь велись первые разговоры об основания «новой школы» в искусстве, которая мыслилась реалистической по духу.
Испытал влияние Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса. Пройдя недолгий этап близости к романтизму и классицизму живописец полемически противопоставил оным искусство нового типа, утверждающее материальную значимость мира.
Художник создал монументальные, проникнутые реалистическим пафосом произведения.
![Joanna Hiffernan Joanna Hiffernan](http://cosmograph.ru/wp-content/uploads/2016/02/c2-2.jpg)
Джоанна Хиффернан — ирландка, с 1861 по 1868 служит моделью Джеймсу Уистлеру и Гюставу Курбе.
![Dorfausgang im Winter Dorfausgang im Winter](http://cosmograph.ru/wp-content/uploads/2016/02/s4.jpg)
* Журнал Художественная галерея 17/2005