П. Свиньин
После уборки хлеба, со дня Св. Козьмы и Дамиана, во всех деревнях северной России настает время посиделок: девушки делают между собою складчины деньгами и хлебом, закупают сласти, варят пиво и веселые вечеринки продолжаются до конца масленицы или до весны, когда вместо душной избы зеленые луга и тенистые рощи призывают к себе на труды и веселье сельских жителей.
Девушки и женщины приходят на посиделки с прялками, старики с работою лаптей, а молодые парни с рассказами, песнями и балалайками. Часто утухающая лучина покровительствует тайным знакам, даже поцелуям любви, и наоборот, дает способ деревенской красавице показаться во всей прелести, когда при ее приближении зажигать лучину, яркое пламя озолотит ее красные щечки и осветит прелестные формы ее гибкого стана, или когда, пристав на донце, запоет:
Гори, гори лучинушка,
Гори посветлее!
Прядись, прядись мой чистый лен,
Прядись поскорее!
Нигде столько нельзя услышать русских песен и ознакомиться с народными напевами, как на посиделках. Разнообразие их удивительно: веселые сменяются печальными, печальные свадебными:
Ко мне ласточка прилетела,
Ко мне весточки доносила:
К тебе будет дорогой гость, и проч.
Но никогда не соединяется более веселья, игр, песен на посиделках, как на святочных вечеринках. Тогда уже сельские красавицы ходят без работ, садятся чинно одна возле другой, и между тем, как гостеприимство радушно угощает их пирогами, пряниками, пивом, они поют величание с припевом.
Кому вынется, тому сбудется,
Кому сбудется – не минуется.
Слава!
Потом пойдут игры, гаданья:
Покачу я колечко кругом города,
А за тем я колечком сама пойду,
Сама пойду, мила друга найду,
Слава!
Катилося зерно по бархату,
Еще ли то зерно бурмитское;
Прикатилось зерно ко яхонту,
Крупен жемчуг с яхонтом
Хорош жених со невестою.
Или:
Пойду млада к вереюшке,
Брякну я во колечушко,
Слава!
Как колечко скажется,
Так суженой откликнется
Слава!
И когда у одних сердце бьется от надежды и опасения, резвость возбуждает в других шутки и смех.