привет

РЕЛИГИЯ И НАУКА: происхождение и взаимодействие в процессе познания истины

путь человечества

Одним из основных противоречий, искусственно созданных современной человеческой цивилизацией, является общепринятое представление о противоположности религии и науки, и непримиримой борьбе между ними. Распространено также суждение, что религия возникла в человеческом обществе как следствие ряда естественных причин, среди которых одними из главных считаются бессилие и страх перед грозными силами природы, не имевшими своего объяснения. Иными словами, вакуум в научных познаниях заполнялся религиозными верованиями; по мере продвижения человечества по пути познания, наука, по логике атеистов, постепенно вытесняла религию из всех сфер ее влияния, и в конце концов должна полностью искоренить ее.

На протяжении тысячелетий существуют религиозный и научный пути познания, и их взаимодействие, по видимому, намного сложнее, чем простая конфронтация на основе принципиального антагонизма. Необходимо должным образом исследовать истинные причины, приведшие к появлению такого феномена человеческой мысли, как религия.

Прежде всего нужно признать, что страх перед силами природы, таинственные явления окружающего мира и в самом деле служили древнему человеку, не закованному в броню современной цивилизации, своеобразным механизмом, запускающим процесс познания. И здесь мы сразу можем проследить два пути познания. Один из них — это попытка понять материальные процессы, лежащие в основе наблюдаемых явлений. Так возникает наука. Другой путь — это обращение к высшему миру с целью познания духовных законов, управляющих этим материальным миром. Так возникают религиозные верования.

Однако древние люди, имея в своих руках лишь примитивную технику и обладая тем самым малыми возможностями для научных исследований, объективно были вынуждены в большей мере прибегать к религии, чем к науке, в своем познании мира. Но и религия тех отдаленных эпох также во многом не могла выполнить задачу постижения духовной истины, адекватного отражения процессов в высших мирах, так как примитивный образ жизни и уровень мышления не позволяли совершить прорыв к соответствующей степени абстракции. В результате каждой из видимых природных стихий, не получивших научного и религиозно-философского объяснения, были приписаны духовные сущности, и они были отнесены к сверхъестественным силам. Следующим этапом стало создание материальных образов, именуемых, идолами или истуканами, и организация культов поклонения им как мнимым вместилищам высших сил.

Но таким путем возникли лишь примитивные языческие религиозные верования, а не религия вообще, как безосновательно утверждают атеисты. Основной же общей чертой всех языческих религий является представление о мире как арене взаимодействия и борьбы различных высших сил, каждая из которых имеет собственный источник.

Авраам, по праву считающийся одним из центральных действующих лиц Библии, признан большинством современных исследователей первооткрывателем монотеизма — веры в Единого Бога. Эту точку зрения корректирует р. Адин Штейнзальц, называя Авраама не первооткрывателем, а провозвестником изначально существовавшего почитания Высшей Силы. Монотеизм не явился результатом эволюции религиозной мысли, высшей стадией процесса развития религии, следующей за язычеством /политеизмом/. Монотеизм был первичен и основополагающ со времени Адама, т.е. с Сотворения мира. Именно к религии Единого Бога и призывал возвратиться Авраам. Сам он представлял собой не только религиозного деятеля, но и ученого, философа. Его путь к Богу лежал через непредвзятое изучение окружающего мира, «книги природы», и вершиной его научной мысли был вопрос: «неужели у этого мира с его многообразными законами нет Творца и Законодателя?» Очевидно, что в ту эпоху расцвета политеистических, языческих цивилизаций /Египет, Ур халдейский/ это была революция в мировоззрении, и Бог вступает в контакт с Авраамом, открывает ему новые аспекты Истинного знания.

Единый религиозно-научный подход к изучению основ мироздания привел к осознанию Единства Бога как Первопричины всего, формированию современного монотеизма. Религия, сформулировав целостную картину мира, создала философскую основу для развития отдельных наук, изучающих различные «силы природы», или иными словами, формы движения и уровни организации материи. Достижения науки, в свою очередь, создавали и поддерживали тот интеллектуальный потенциал, который необходим для существования монотеистической религии; препятствовали суеверному обожествлению явлений природы. К сожалению, такое идеальное взаимодействие науки и религии существовало во все времена лишь в среде духовной элиты, к которой, в частности, относился Авраам.

В человеческом обществе на протяжении всей его истории господствуют языческие религиозные воззрения, которые по сути своей не могут представить истинную и целостную картину мироздания, что повлекло за собой отсутствие методологической базы науки. Наука наша фактически также является языческой, ибо несет на себе печать бездуховности и отсутствия целостного представления о мире, о Едином Творце и единых законах, заложенных Им в мироздание. Современная наука является обратной стороной современного религиозного язычества и суеверия: она идет по пути бесконечного дробления единого знания на отдельные фрагменты, отрасли, и продвигаясь все дальше и дальше во множестве не связанных друг с другом направлений исследования, всегда оставляет место для существования языческих верований, в виду объективной ограниченности человеческого познания. Таким образом, языческие религия и наука, господствуя над человеческой цивилизацией на протяжении тысячелетий, ведут человека по пути от одного заблуждения к другому, от одной степени не знания — к другой.

Выход из этого тупика продемонстрировал в Библейские времена Авраам, путем истины шли мудрецы всех времен и народов. К сожалению, народы никогда не следовали за ними. Человечество должно обратиться к истинной религии и к истинной науке, и на основе единой религиозно-научной картины мира придти к пониманию своего места и своего предназначения в этом мире. Только тогда дела человеческие будут нести не разрушение, а созидание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

часы вне времени