Савелий Ямщиков о Ефиме Честнякове.
Из записок художника-реставратора
Я давно родился на земле 1 2 3
Ефимово «займище»
Детские забавы
Реставратор, открывая живопись, внедряется в святая святых — творческую лабораторию мастера и прежде других определяет, насколько высок уровень профессиональности художника. Картины Е.В.Честнякова находились, как известно, в неодинаковых условиях. У когото из односельчан художника они висели в красном углу, у других лежали на чердаке — «на понебье», как говорят в Шаблове; а бывало, что их из-за недостатка холстины использовали в иных, чисто утилитарных целях. Сам художник располагал очень ограниченными средствами. Часто ему не хватало холста, и поэтому он писал на картонах, фанере, кусках ткани, не предназначенных и не пригодных для живописи. И тем не менее полотна Честнякова сохранились. Они дошли до нас в тяжелом состоянии, которое, однако, все же позволило восстановить их и вернуть к жизни. Это говорит о том, что художник был настоящим мастером, хорошо знал технику и технологию живописи и в любых условиях считал необходимым соблюдать профессиональные требования. Такая черта свойственна, к сожалению, не всем даже маститым художникам, которые зачастую пренебрегают техническими правилами и обрекают свои творения на скорое разрушение. О высоком профессионализме Честнякова свидетельствует и его серьезное отношение к работе над картиной. Многие современные художники строят композицию прямо на холсте и часто в поисках нужного решения переписывают по нескольку раз одни и те же фрагменты, нанося красочный слой один на другой, что отрицательно сказывается в дальнейшем на сохранности живописи. Честняков же в поисках правильного решения композиции делал множество предварительных эскизов и этюдов и только потом приступил к работе над полотном. Такой принцип характерен для очень требовательных к себе художников. Реставрация произведений Честнякова была не простым делом. И это понятно, если учитывать те условия, в которых они хранились. Почти на всех картинах имелись осыпи грунта и красочного слоя; требовалось их укрепление. На многих отмечались многочисленные утраты авторской живописи, которые приходилось восстанавливать. Все работы были без подрамников. Художник использовал их как декорации к своим театральным представлениям, часто перевозил, хранил подвешенными вертикально. Это послужило причиной деформации холстов и вызвало осыпи. Все полотна были очень загрязнены, покрыты слоем копоти и пыли, въевшихся в красочный слой. Многие картины крестьяне, по-видимому, пытались подновить, покрывая их красками и бронзой. Несколько произведений представляли особую трудность для реставраторов. Так, полотно «Город Всеобщего Благоденствия» было разрезано на пять частей, видимо, уже после смерти художника, когда каждому хотелось что-то иметь на память о нем. Все части находились в разных местах, но оказались в неплохом состоянии. Холст не дал усадки, на нем не было утрат даже по краям разрезов. Трудность состояла в необходимости состыковать все пять частей, как мозаику, и сдублировать так, чтобы швы остались незаметными; к тому же полотно было большого размера. По сложности реставрационных процессов на первое место следует поставить композицию «Коляда». Она написана на очень тонком холсте, похожем на полотно. Пастозная, густая живопись картины требовала более прочной основы. К тому же из-за отсутствия подрамника холст дал усадку, сжался, образовались складки вместе с красочным слоем. Эти процессы начались давно, еще при жизни художника. Под тяжестью толстого красочного слоя холст рвался на части различной величины, и Честняков сшивал их суровыми нитками через край, по живописи, а чтобы не было видно швов, прописывал по ниткам. С оборота он подшивал и подклеивал отдельные куски других материалов, и в результате холст оказался в заплатках из клеенки и ткани, нашитых в несколько слоев. Складки, морщины, вздутия при этом не выравнивались, со временем они стали жесткими, почти закостенелыми и расправлялись с большим трудом. Реставрация этого полотна была кропотливой и долгой. С оборота холста удалили все заклейки, заплатки и нитки. Был укреплен красочный слой. Особенно трудно выравнивался холст. Нужно было ликвидировать все изломы и вмятины, не повредив при этом деформировавшегося и принявшего форму складок красочного слоя. Это производилось с помощью рыбьего клея и воско-канифольной мастики с лицевой и оборотной стороны картины. Затем авторский холст был сдублирован и натянут на подрамник. Несмотря на сложности реставрационных процессов, ни одно из найденных полотен Еф
има Честнякова не пропало. Работа над его картинами доставила не только профессиональное удовлетворение, но и большое эстетическое наслаждение.