Биография
6 (18) сентября 1868 (имение, Харьковская губерния (?)) — июнь 1955 (США (?))
Живописец, график, реставратор
Из потомственных дворян. Учился в харьковской гимназии, ИАХ — Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ в Петербурге (1889–1894, с перерывом) у П. О. Ковалевского; Академии Р. Жюльена в Париже (1900–1901). В 1891–1894 находился на военной службе (вышел в отставку в чине лейтенанта артиллерии). В 1901 за картину «Закладка Кремля (Коромыслова башня)» получил звание художника.
Жил в Петербурге (Петрограде), Костроме (1913–1914). Создавал пейзажи, портреты, ню, символико-аллегорические композиции, сценки русской жизни; много работал в технике акварели. В конце 1890-х в качестве художника археологической экспедиции побывал в Средней Азии (Самарканд). Участвовал в реставрации фресок и икон в церквях Костромы (1913, к празднованию 300-летия Дома Романовых).
Автор живописных произведений: «Мечеть на кладбище в Самарканде», «Двор мечети» (оба — 1899), «На реке. Разъезд» (1905), «На Украине», «Вылазка» (оба — 1906), «Омут» (1907), «Лунной ночью» (1908), «Прачка», «В лесу» (оба — 1909), «Модель», «Скульпторы» (оба — 1910), «На водопое» (1911), «Сумерки», «Беззащитные» (оба — 1912); акварелей — «Орда наступает» (1902), «Рабыня», «На берегу теплого моря» (обе — 1914). Произведения репродуцировались в журналах «Нива», «Живописное обозрение».
С 1899 — участник выставок. Член-учредитель и секретарь Общества художников им. А. И. Куинджи (1909). Экспонировался на выставках объединений: Санкт-Петербургского общества художников (1907), Общества русских акварелистов (1911, 1914), Товарищества художников (1912). Участвовал в Весенних выставках в залах ИАХ (1899, 1902, 1904–1906, 1908–1914) в Петербурге (Петрограде); «Группы художников» (1909), петербургских весенних выставках в галерее Лемерсье (1910, 1911–1912, 1913) в Москве; Художественной выставке современного русского искусства в Казани (1909). Участник Всемирной выставки в Сент-Луисе (1904, серебряная медаль за картину «Закладка Кремля»).
В 1915 был призван на военную службу. В середине 1916 был направлен в США инспектором по контролю за производством артиллерийских снарядов на военном заводе в Эри (штат Пенсильвания). В Россию не возвратился (большая часть дореволюционного творческого наследия осталась в России). После Октябрьской революции поддерживал связь с русской эмиграцией и белогвардейским движением. Около 1918 поселился в Нью-Йорке, около 1919 — Сент-Луисе (штат Миссури), где некоторое время работал на заводе.
В 1920 возвратился в Нью-Йорк, поселился на Манхеттене. Занимался книжной, журнальной и прикладной графикой (рекламные и политические плакаты, календари), реставрацией картин старых мастеров. Работал по заказам Русской православной церкви в Нью-Йорке. Приобрел известность как портретист. В 1929–1931 по приглашению М. МакДауэлл жил и работал в колонии художников в Нью-Хэмпшире. В 1930-е участвовал в проведении дней русского ребенка в Париже. В 1937 получил 2-ю премию на конкурсе проектов памятника Николаю II, организованном Союзом ревнителей памяти Николая II.
Выставка графических произведений («Русская Одиссея: Искусство и время Ивана Дженеева») прошла в Аллентауне (Пенсильвания, Сидар Крест Колледж, 2002).
Источники:
1. Кондаков С. Н. Список русских художников. К юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. СПб., 1914. С. 59.
2. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1976, т. 3. С. 363.
3. artrz.ru.
5. meridian.org.