просинец (январь)
- Коляда и Авсень
- Святки
- Велесовы дни, Турицы, Бабий день
сечень (февраль)
- Сретенье
- Велесов день
сухый (март)
- Навий день
- Сороки, Герасим-грачевник
- Масленица
березол (апрель)
травень (май)
- Матери Сырой Земли
кресень (июнь)
- Семик, Троицын день, Ярила и похороны Костромы
- Русальная неделя (русалки и мавки)
- Ивана Купалы праздник
червень (июль)
- Перунов день
серпень (август)
- Медовый и Яблочный Спас
рюень (сентябрь)
листопад (октябрь)
- Покров
- Праздник Макоши Пятницы Параскевы
грудень (ноябрь)
- Марена
студень (декабрь)
Самый богатый источник для изучения языческих верований наших предков суть простонародные праздники и соединенные с ними обряды, поверья и предания.
Лета (года) у славян делились на три сезона: Весна, Осень и Зима. Более поздний календарь получает привычную для нас привязку к четырем астрономическим солнечным событиям года:
- слабенькое зимнее солнце-младенец Коляда — рождается обновленным утром после Ночи Зимнего солнцестояния,
- в День Весеннего равноденствия обращается в окрепшее солнце-юноша Ярило,
- в День Летнего солнцестояния обращается в могучее солнце-муж Купайла,
- в День Осеннего равноденствия обращается в стареющее и слабеющее мудрое осеннее солнце-старик Световит.
Некоторые из праздников не имеют постоянного времени проведения, другие отправляются в строго определенные дни. Это разнообразие происходит оттого, что почти все народные праздники совпадают с церковными и сообразуются с их распорядком. Было ли так и до введения христианства – неизвестно; вероятно, что все имели определенное время и что подвижность некоторых произошла вследствие уничтожения языческих торжеств и замены их христианскими, отчего первые потеряли свою самостоятельность и слились с последними.
Главные зимние народные праздники: коляда и авсень, святки (субботки) и масленица. Главные летние праздники: купала, семик и троицын день (зеленые святки). Рассматривая эти две группы праздников нельзя не заметить между ними некоего соответствия. Между отдельными торжествами есть даже аналогии и сходства. Это сходство невольно приводит к мысли, что в распределении праздников – зимних и летних – должен скрываться какой-нибудь общий закон, они должны находиться в связи с какими-нибудь постоянными важными изменениями в природе и им соответствовать. Действительно, нетрудно заметить, что простонародные праздники группируются зимой около вступления солнца в знак козерога, а летом – около вступления его в знак рака. Поворот солнца на лето или на зиму – центры, около которых вращался языческий богослужебный календарь наших предков. Зная это и сопоставляя время празднований с характером торжеств, можно составить себе приблизительное понятие о главных чертах древнего славянского язычества. Исходным пунктом служили ему жизнь и смерть природы. Оживление, деятельность и развитие силы природы были жизнью; их омертвение, усыпление – смертью. Эти два начала, враждебные, вечно борющиеся между собой, управляли миром и разделяли все существующее на два враждебных царства, так что все явления, силы и предметы видимой природы были отнесены к тому или другому. В сутках день и ночь, в жизни человека – бодрствование и сон, жизнь и смерть, в жизни природы – весна, лето, осень и зимабеспрестанно представляли эти враждебные начала и их борьбу.
Христианское отправление церковных праздников, по времени совпавших с древними, дохристианскими, так сильно изменило обряды последних, так с ними слилось и перемешалось, что почти невозможно провести между ними черту и указать, что относится к старому, а что – к новому.
Межсезонной формой молодёжного досуга в осенне-зимнее времена были посиделки.
Один комментарий к “0”