Праздник Ивана Купалы

языческие славянские праздники

Аркадий Сорока. Праздник Ивана Купала

В праздник Купалы было много предметов поклонения, и в первую очередь это был огонь, причем добывать его следовало трением. Огонь имел священное значение. И почти такое же значение имела с этого дня вода. Купанье составляло необходимый религиозный обряд этого праздника. Вода считалась в эти дни целебною. Во многих местах умывались в Купалин день росою, думая, что она придает свежесть лицу и здоровье. В Литве Купалин день даже называли росою. И наконец, третий предмет поклонения в Иванов день – растения. В большом почитании было березовое дерево. Причем рубить, возить и ставить в землю могли дерево только женщины. И какая бы женщина ни была дряхлая, едва даже ходящая на костылях, она отправлялась смотреть, где будут ставить дерево. Его рубят накануне праздника, снимают с него все ветви, оставляя одну верхушку наподобие венка. В этот день берут женщины телегу, сами в нее впрягаются вместо лошадей и везут в рощу. Молодые и здоровые женщины идут возле телеги, поют и веселятся, а их матерей везут. Новое дерево украшается венками и цветами и ставится с особым почитанием. Кроме деревьев предметом поклонения в Купалин день были цветы и травы. Их приносили в жертву; использовали как лекарство. Считалось, что сила их целебна, что они предохранят от нечистых духов, от несчастий и от болезней. И травы собирались на Иванов день с особенными обрядами. Из трав плелись венки, травами и цветами убирались боги и люди в этот праздник. Некоторые из них имели особенную силу и таинственное значение.

Девушки на Иванов день собирают полевые цветы и плетут из них венки

Праздник Купалы был празднованием лета и живительных сил природы, так благодатно развивающихся и действующих летом. Июнь — апогей лета. Но эта высшая точка раскрытия сил природы наступает именно в то время, когда солнце переходит в знак рака и поворачивает к зиме. Отсюда таинственность Ивановской ночи: поверия о заговорах враждебных сил, шабаш ведем, свирепости русалок, леших, домовых и проч. Это есть предчувствие упадка лета, но оно ещё в полном цвете и враждебные силы не властны над ним. От того в этот праздник сжигают или бросают в воду марену, дерево смерти.*

Есть много данных, что празднование ночи Ивана Купалы было посвящено злым духам. В древности в эту ночь, как и в ночи святочные, так же происходили вакханалии. В Силезии пред Ивановым днем женщины жгли огни, танцевали, пели песни и совершали молитвы и почести дьяволу.

Ночь Купалы, по мнению простолюдинов, полна была таинственных явлений. Рыбаки уверяли, что поверхность реки бывает тогда подернута серебристым блеском, деревья переходят с места на место и шумом своих ветвей разговаривают между собой.

Тимур Пакельщиков. Праздник Ивана Купалы.
Красавица Кострома по легенде была сестрой и женой Купалы

Праздник сопровождается бесчинствами в описаниях которых упоминается воровство и переворачивание у односельчан телег, саней и лодок; разбирание и раскидывание дровниц, заборов и колодцев.

Праздник Ивана Купалы совпадает с летним солнцестоянием, и у наших предков существовало мнение, что в Иванов день солнце выезжает из своего чертога на трех конях – серебряном, золотом и бриллиантовом – к своему супругу месяцу. И выезжая, солнце пляшет и рассыпает по небу огненные искры, которые можно увидеть только при его восходе. Оттого во многих местах существовал обычай накануне Иванова дня ожидать солнечного восхода. Однако в тесной связи с этими поверьями существовали и другие, представляющие ночь накануне Купалы страшной, таинственной, в которую нечистые силы составляют заговор против людей и домашних животных. Поэтому накануне этого праздника земледельцы не выпускали в поле своих коней, а в избах и скотных дворах раскладывали по окнам, порогам и стойлам жгучую крапиву или папоротник якобы для отвращения этих нечистых сил. У Сербов зажигают факелы и бересту и обходят с ними хлеба и пастбища; потом с плясками идут на горы. У них же пастухи, накануне Иванова дня, жгут около хлебов берёзовое лыко. Может быть сожжением лыка обьясняется следующий обычай в Литве: в день Купалы складывают костёр из поношенных лаптей, онучь и лубяных вещей и зажигают их; скачут и поют… После начинают танцевать около костра, подбрасывая в него берёзу. Простой народ в Литве верил, что в ночь перед Ивановым днем ведьмы высасывают молоко у коров. В некоторых местах России в день св. Агриппины собирали крапиву, шиповник и другие колючие растения, клали в кучу и скакали через них. Славяне приносили жертву Купале. Потом юноши, девицы, мужчины и женщины раскладывали огонь, плясали около него и перепрыгивали через него парами, взявшись за руки. Если в прыжке не разомкнутся руки, то это считалось верной приметой, что пара соединится браком. В некоторых местах молодые люди обоего пола купаются вместе в реках.

Томашевский Владимир. На Ивана Купала
Томашевский Владимир. На Ивана Купала

Купалин праздник был одним из важнейших языческих праздников. Это и понятно: в естественной религии, где силы и явления природы единственный предмет поклонения, лето должно было быть предметом особенного обожания.

Языческие славянские праздники

* Сочинения К. Кавелина (том 1, стр. 125)

Один комментарий к “0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.