Языческие славянские праздники

языческие боги славян >>

просинец (январь)

сечень (февраль)

  • Сретенье
  • Велесов день

сухый (март)

березол (апрель)

травень (май)

  • Матери Сырой Земли

кресень (июнь)

червень (июль)

  • Перунов день

серпень (август)

  • Медовый и Яблочный Спас

рюень (сентябрь)

листопад (октябрь)

  • Покров
  • Праздник Макоши Пятницы Параскевы

грудень (ноябрь)

  • Марена

студень (декабрь)

Самый богатый источник для изучения языческих верований наших предков суть простонародные праздники и соединенные с ними обряды, поверья и предания.

Лета (года) у славян делились на три сезона: Весна, Осень и Зима. Более поздний календарь получает привычную для нас привязку к четырем астрономическим солнечным событиям года:

  • слабенькое зимнее солнце-младенец Коляда — рождается обновленным утром после Ночи Зимнего солнцестояния,
  • в День Весеннего равноденствия обращается в окрепшее солнце-юноша Ярило,
  • в День Летнего солнцестояния обращается в могучее солнце-муж Купайла,
  • в День Осеннего равноденствия обращается в стареющее и слабеющее мудрое осеннее солнце-старик Световит.

Некоторые из праздников не имеют постоянного времени проведения, другие отправляются в строго определенные дни. Это разнообразие происходит оттого, что почти все народные праздники совпадают с церковными и сообразуются с их распорядком. Было ли так и до введения христианства – неизвестно; вероятно, что все имели определенное время и что подвижность некоторых произошла вследствие уничтожения языческих торжеств и замены их христианскими, отчего первые потеряли свою самостоятельность и слились с последними.

Главные зимние народные праздники: коляда и авсень, святки (субботки)  и масленица. Главные летние праздники: купала, семик и троицын день (зеленые святки). Рассматривая эти две группы праздников нельзя не заметить между ними некоего соответствия. Между отдельными торжествами есть даже аналогии и сходства. Это сходство невольно приводит к мысли, что в распределении праздников – зимних и летних – должен скрываться какой-нибудь общий закон, они должны находиться в связи с какими-нибудь постоянными важными изменениями в природе и им соответствовать.  Действительно, нетрудно заметить, что простонародные праздники группируются зимой  около вступления солнца в знак козерога, а летом – около вступления его в знак рака. Поворот солнца на лето или на зиму – центры, около которых вращался языческий богослужебный календарь наших предков. Зная это и сопоставляя время празднований с характером торжеств, можно составить себе приблизительное понятие о главных чертах древнего славянского язычества. Исходным пунктом служили ему жизнь и смерть природы. Оживление, деятельность и развитие силы природы были жизнью; их омертвение, усыпление – смертью. Эти два начала, враждебные, вечно борющиеся между собой, управляли миром и разделяли все существующее на два враждебных царства, так что все явления, силы и предметы видимой природы были отнесены к тому или другому. В сутках день и ночь, в жизни человека – бодрствование и сон, жизнь и смерть, в жизни природы – весна, лето, осень и зимабеспрестанно представляли эти враждебные начала и их борьбу.

Анна Виноградова. Переходящая брод.

Христианское отправление церковных праздников, по времени совпавших с древними, дохристианскими, так сильно изменило обряды последних, так с ними слилось и перемешалось, что почти невозможно провести между ними черту и указать, что относится к старому, а что – к новому.

Межсезонной формой молодёжного досуга в осенне-зимнее времена были посиделки.

ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ СЛАВЯН

Один комментарий к “0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.