Савелий Ямщиков о Ефиме Честнякове
Из записок художника-реставратора
Я давно родился на земле 1 2 3
Ефимово «займище»
Детские забавы
Вячеслав Шапошников
Разве время не придвинуло к нам вплотную острейшую проблему, порожденную нашим вторжением в Природу?.. Ефим Честняков предвидел эту проблему. Еще в начале века он писал: «Нельзя бездумно относиться ко всей природе. Ее надо познавать умно и беречь, а не уничтожать бессмысленно. Срубил необдуманно дерево — погубил его. Говорят: «Лесу-то хватит!» Так можно договориться и о народе: хватит!.. А жить-то всем хочется! Так и во всей природе. Вот поэтому и надо для строек использовать землю, глину, из нее надо создавать дома…» В последние годы у нас заметно повысился интерес к национальным традициям, к истокам народной нравственности, народной культуры, ко всему тому, что можно назвать устоями национальной жизни. Еще на заре века, чувствуя приближение всеразмывающего стандарта и шаблона, Ефим Честняков хотел уберечь и закрепить национальную основу и культурные традиции в искусстве и самой жизни народа. Он справедливо считал, что для всей национальной культуры губительно сужение или разрушение многообразия народной жизни, разрушение традиций и устоев, вне которых не может быть подлинного национального самосознания…
Течет, течет, никуда не утекая от нас, вечная великая река Искусства. Многие ручьи и ключи, многие творческие судьбы питают ее. Каждая новая судьба стремится к ней с чем-то новым, своим, нередко — таким неожиданным, своеобычным… И все-таки среди множества питающих ее источников по-лесному таинственный, многоструйный ключ Ефима Честнякова — так неожидан! Так удивителен!..
«Вся жизнь моя затрачена на искусства. Я считал это важным для страны и работал до изнеможения. И чтобы работать так деликатно, как искусство, надо жить, кипеть светлым, светлым ключом…» — такими словами Ефим Честняков словно бы подытожил собственную жизнь…
Жизнь, судьба… Это уходит. Остаются деяния, остается то, что наполняло жизнь и судьбу высшим смыслом и значением…