Религиозно-философские основы теории новой цивилизации

путь человечества

Краеугольным камнем новой цивилизации является человек, осознавший смысл своего существования в этом мире. Он — не «этап эволюции», и не «венец природы», а разумная личность, в которой бессмертная душа — частица Божественной сущности — на данном этапе бытия соединена с материальным субстратом — физическим телом. Эта двойственная сущность человека позволяет ему действовать и в духовном, и в материальном мире. Действия человека должны носить творческий, созидательный характер, в соответствии с Божественным установлением: «И сотворил Бог человека по образу Своему» /Книга Бытие, 1 глава/. По образу Бога — следует понимать в духовном смысле; означает удел человека в Творении. Реализация творческой миссии человека осуществляется не в материальной деятельности, включающей человека в круговорот мертвой материи и лишь усиливающей процессы саморазрушения в мире /материальный мир — объект познания и место его осуществления/, а в его духовной жизни, в процессе познания истины. Ибо Бог сотворил мир по слову Своему: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет»; «И сказал Бог: да соберется вода…»; «И сказал Бог: да произрастит земля зелень…», и т.д. /Книга-Бытие, 1 глава/. Акт Сотворения мира — духовное, а не материальное действие; так и творческая роль человека — в духовном созидании.

Человек, познавая окружающий мир, самого себя и даже Бога, постоянно накапливает истинное знание, добывая его собственными трудами и аккумулируя духовный опыт мудрецов прошлого. В поисках истинного знания человек идет различными путями познания, среди которых выделяет два важнейших: религиозный и научный. Результатом познания становится духовный рост человека, достижение им все более высоких уровней истинного знания, возвышаясь до которых, он приобретает способность правильно взаимодействовать с окружающим материальным миром и всем, что в нем находится и действует /силы природы, другие человеческие личности, элементы высших духовных миров, и т.д./. Находясь на высокой ступени духовного развития, человек проникает в тайну Божественного плана Сотворения мира, его развития и цели, постигает свое личное предназначение в соучастии в том или ином аспекте Творения.

Познав внутренний смысл Божественных заповедей, духовные и материальные законы, действующие в мироздании, и внеся свой собственный, уникальный, им одним достижимый вклад в строительство Храма Истинного Знания, человек выполняет свою миссию в этом мире, и наследует удел в Грядущем мире.

Обыденная жизнь духовно развитого человека основана на оптимизации материальных потребностей /сюда относятся как потребности физического тела, так и ряд потребностей души — культурные, эстетические и т.п./, которая проистекает из знания истинной цели земного бытия, и означает отказ от животного существования, ограничение разумной достаточностью затрат духовных и физических сил, необходимых на поддержание нормальной и качественной жизнедеятельности.

Человечество в целом также руководствуется принципом оптимизации материальных потребностей в глобальном масштабе при осуществлении своей производственно-хозяйственной деятельности. Взаимоотношения человека и природы приобретают гармоничный характер, ибо человек перестает быть разрушительной силой, и хотя вернуть мир к исходному идеальному состоянию, в котором он пребывал по завершении Творения, невозможно в рамках действия естественных законов, все же разумная деятельность человека способна в определенной мере противостоять саморазрушению материи. Человек-творец стремится противодействовать деградации биосферы, и сам, как ее часть /в физическом плане бытия/, с одной стороны становится менее подвержен воздействию ее негативных факторов, уменьшает их проявления, а с другой — ослабляется чрезмерная зависимость человека от «благ цивилизации», что делает его более жизнеспособным.

Однако душа человеческая не может ограничиваться конечными целями в рамках этого физического мира, где все, в том числе и жизнь человека, имеет начало и конец. Личность, познавшая цель своего земного существования и выполнившая свою духовную миссию в этом мире, имеет удел в Грядущем мире.

Сведения об этой новой форме бытия бессмертной души человека в религиозных источниках относятся к сфере наиболее таинственного. Тем не менее, Библейское учение о Грядущем мире позволяет описать его хотя бы в наиболее общих характеристиках. Это, по-видимому, также материальный мир, но функционирующий по совершенно иным законам, чем наш нынешний мир. Человек в нем сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, посредством духовного действия /»по слову своему»/ совершенствовать окружающий мир, повышать степень порядка в нем, чего он лишен в современном мире из-за ограниченности рамками естественных законов, поистине стать творцом «по образу Бога». Физическое существо человека будет идеально, не подвержено процессам разрушения, деградации, будет освобождено от пространственно-временных рамок своего существования. Душа человека, на ступень приблизившаяся к своей Первопричине, станет более открыта для восприятия Божественного света, приобретет способность к восхождению на новые, более высокие уровни постижения Божественной мудрости.

Прообразом Грядущего мира является Библейский Сад Эдем /Райский Сад, Сад Познания/, где пребывал сотворенный Богом идеальный человек, не обреченный физическому труду для жизнеобеспечения плоти и не подверженный физической смерти. Из-за злоупотребления правом свободы воли человек отверг Божественный план познания, вследствие чего стал нести разрушительную функцию и был «изгнан из Рая» в физический мир действия, где человечество находится и поныне.

Духовное возрождение человека как творца и формирование новой цивилизации означает завершение этого изгнания, достижение предела познания в рамках, ограничивающих этот мир, и переход человека в новое духовное и физическое качество.

* * *

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.