На протяжении последних трех лет весна для меня наступает, когда в Кострому на каникулы приезжает добрая знакомая — необычайно обаятельная и доброжелательная Юлия Львова. В недалеком прошлом — выпускница иняза КГУ, а в настоящем — студентка Мюнхенского университета (факультет компьютерной лингвистики). Встреча наша состоялась на просторной кухне костромского друга Юлии Тимура. Пока моя собеседница готовила свои фирменные (вкуснейшие!) блюда, я бегала за ней с диктофоном и старательно отвлекала от кулинарного процесса.
— Юля, в Мюнхене ты, наверное, живешь в студенческой общаге и скучаешь по отдельным «хоромам»?
— Вовсе нет! Около двух лет я живу в Мюнхене в католическом монастыре. Отдельную комнату мне охотно сдают монашки Ордена доминиканцев, премилые женщины в белых рясах. Пьют вино и пиво, обихаживают собственный вишневый сад. Попасть к ним мне было просто. Монашки только заглянули в мои глаза и сразу согласились приютить, даже документов показать не попросили. Вообще в Германии многое построено на доверии к человеку. В универмагах не везде есть видеокамеры, а ягоды продаются безо всякого присмотра, бери, сколько хочешь, только положи рядом монетку.
— Всем ли открыты двери католического монастыря?
— Собакам и мужчинам вход в обитель строго воспрещен! В случае если нарушишь закон, рискуешь вылететь из монастыря. С тем, что нельзя держать у себя собак, еще можно смириться, а вот с тем, что мужчинам вход воспрещен, смириться гораздо сложнее! Некоторые мои соседки ради своих гостей мужского пола идут на самые разные уловки: снабжают своих друзей женскими одеждами, надеясь, что переодетых в девушек кавалеров не просекут. Однако надо сказать, что «нюх» у хозяек просто феноменальный. Реагируют очень категорично и на один раз.
— А что это за «холодная война», которую ты ведешь в монастыре?
— Проблема в том, что правила ставятся некоторыми моими соседками — немками по национальности — выше человеческих отношений. Порой они бывают просто невыносимы, обвиняя друг друга в тех или иных грехах. То тряпку не на место положили, то ящик открыли. Одна дамочка появлялась в моей комнате с лицом фурии ровно в 10 вечера, с боем часов на колокольне. Не говоря ни слова и при этом показывая на собственные ходики, «фурия» любезно намекала мне, что пора «баиньки». Не так давно чрезмерно пунктуальная особа покинула монастырь, чему я, признаться, рада.
— Юля, несладко тебе, наверное, приходится. Даже просто друзей мужского пола не имеешь права пригласить к себе на чашечку чая.
— На самом деле я очень довольна, что попала в маленький оазис спокойствия и тишины, где можно отдохнуть от шума и огней большого города, позаниматься, поспать. Стоит мне захотеть повеселиться, пообщаться с друзьями, как я покидаю монастырь и устремляюсь в расположенные в пяти минутах ходьбы дискотеки и клубы.
— Признайся, когда до монастыря ты жила в общежитии, молодые люди из числа соседей тебе проходу не давали?
— Даже арабы, которые свято верят, что ни одна женщина не может им отказать, относились ко мне уважительно. Объяснялось подобное тем, что они принимали меня за немку. «Хозяева страны» для них, гостей, неприкосновенны. Был у меня, правда, один поклонник из числа арабов, темненький, довольно симпатичный. Заметил меня в бассейне, стал оказывать знаки внимания, приглашал к себе (отведать блюда арабской кухни), будучи уверен, что я без промедления паду в его объятия. Обломался!
— А с немцами-холостяками тебе не удалось наладить контакты?
— Таких возможностей не предоставляется даже на вечеринках и свадьбах (где обычно знакомятся русские парни и девушки). На немецких вечеринках вообще заснуть можно. Танцев-«обжиманцев» нет никаких. Даже танцуя, молодые люди ведут беседы на научные темы. Каждый кучкуется возле своей группы, пробиться в которую чужаку сложно. Но если не сделать этого, рискуешь весь вечер простоять в одиночестве.
На свадьбах меня обычно сажают рядом со старичками, так что пофлиртовать абсолютно не с кем. Все мало-мальски симпатичные юноши сидят за другими столами в компании своих подруг. На белый танец я, помнится, пригласила жениха. Танцевать — так с королем!
— Никто из хмельных гостей даже не попытался поцеловать тебе ручку, похлопать тебя по спине или ниже талии?
— Даже хмельные, немцы остаются сдержанными. При знакомстве инициативу проявляют неохотно. Когда я сама знакомлюсь, реагируют нормально. Только раз за три с лишним года немецкий парнишка первым подошел ко мне. Дело было в электричке. К сожалению, никакой изюминки я в нем не увидела, искорки не почувствовала.
— У русских девушек есть проблемы при общении с немецкими мужчинами?
— Одна моя знакомая (девушка весьма симпатичная) долго не могла понять, почему парни слабо реагируют на нее. И как-то в компании, выпив пивка, мужчины посоветовали ей «умыть мордашку». Для
русских женщин красить губы, глаза — значит чувствовать себя женщиной, флиртовать с парнями, а немцы воспринимают накрашенных девушек как дешевых проституток. Лично я косметикой почти не пользуюсь, ни в Германии, ни в России. Правда, при приеме на мою последнюю (на сегодняшний день) работу в Мюнхене работодатели поставили условие: легкий макияж обязателен.
— И что это за работа?
— За 10 евро в час (достаточно большая зарплата для русского студента) обслуживаю конференции, семинары. Проверяю подготовку, регистрирую участников, наблюдаю, чтобы все происходило по плану. Работа нестабильная — то густо, то пусто. Мне же, между тем, за одно жилье нужно платить 150 евро.
— Не жалеешь, что оставила работу в универмаге и в химчистке?
— Пока нет. С каждым годом все больше времени приходится уделять учебе, недавно я выдержала очень серьезный экзамен. Конечно, работая в иранской химчистке по выходным, я могла одновременно заниматься, но платили там совсем немного. В химчистку часто заходил один итальянец, которого я смело могла назвать своим поклонником. «Ты красивый русский девушка. Катюша Маслова» — так он мне всегда говорил.
— Интересно, а конференции ты должна обслуживать в мини-юбках?
— В мини обычно щеголяют в России, а в Мюнхене моя задача достойно представлять не себя, а фирму. Упор на женский фактор, на женскую привлекательность немки никогда не делают, обращая внимание на свою квалификацию, знания, образование. Так же поступаю и я. В чужой монастырь со своим уставом лезть не принято.
Елена ТУЗОВА.
ОБРАЗ ЖИЗНИ. Газета «Северная правда» 29 марта 2003