Окна фасада училища для слепых детей. Фото В.Н. Кларка 1908 г.
Первоначально, до 1925 года, улица Энгельса именовалась Покровской. Видный педагоги общественный деятель А.П.Смирнов поселился здесь с родителями в начале 1830-х годов. В своей книге «Воспоминания, мысли, труды и заметки» (М., 1862), он пишет, что их дом стоял «в ряду домов, перед которыми к северу открывалась большая площадь: на противоположном краю площади стояла церковь, а за нею были дома церковнослужителей. По окончании площади Покровская улица продолжалась двумя рядами домов до самого поля».
«Земля наша разделялась на две части: двор (северная часть) и огород (южная часть). На дворе в северо-западном углу находился старый домик, с тремя окнами на улицу. Против него в северо-восточном углу — новое строение, заключавшее в себе погреб, сарай и конюшню с большой сенницей над ними. Между домом и этим строением шли ворота и забор. В юго-восточном углу двора был новый небольшой флигель, а в юго-западном — изба. Между ними был колодезь…»
«При входе в сад представлялась тотчас невдалеке от калитки огромная старая яблоня. За ней восточная часть огорода состояла из гряд, расположенных четырехугольниками, отделенными друг от друга дорожками, которые были обсажены кустами смородины и крыжовника. Западная половина огорода состояла из гряд, расположенных отчасти продольно, отчасти поперек, и отделенная от соседнего огорода рядом берез, черемухи и рябин. Со всех трех сторон огород наш окружали соседние огороды; за ними к юго-востоку расстилалось огромное поле, на котором в семик было большое гуляние, поле оканчивалось Черной речкой, впадавшей в Волгу, за речкой видно было кладбище, а за ним поднималась полукругом в гору обсаженная березами большая саратовская дорога».
Церковь, о которой упоминает А.П.Смирнов,— Покровская. В XV—XVII веках, еще будучи деревянной, она обосновалась в центре городского предместья Крупеники. Но в конце XVIII в. Крупеники влились в состав новой Покровской улицы, образовав ее начало. Соответственно этому на месте деревянной, теперь уже на перекрестке с Мясницкой улицей, возводится каменная церковь Покрова, одна из крупных в Костроме — колокольня пристроена в 1843 году (церковь снесли в 1930-х годах).
На углу с Мясницкой улицей, только по четной стороне, до недавних пор стоял одноэтажный деревянный дом (бывший № 20). В нем в 1916—1917 годах снимал квартиру крупный деятель коммунистической партии С.С.Данилов (1877—1939). Член КПСС с 1904 года, один из руководителей газеты «Правда» в 1912—1914 годах, сосланный в Кострому, Степан Степанович с получением первых сведений в феврале 1917 года о событиях в Петрограде выступил инициатором проведения выборов в Костромской Совет рабочих депутатов, был избран его председателем и сыграл ведущую роль в проведении мероприятий по установлению Советской власти в Костроме. В годы гражданской войны он являлся членом Реввоенсовета республики.
На углу улиц Энгельса и Свердлова находится деревянный дом № 21/57. Он построен в 1810-х года мещанином В.А.Мыльниковым, а в 1822 году куплен у него богатой костромской помещицей К.Г.Шиповой. С 1851 года домом владела полковница Н.М.Катенина, а в 1870-х годах — жена штабс-ротмистра Е.С.Шипова (Катенины и Шиповы были в родстве, и дом не раз посещал поэт-декабрист Павел Александрович Катенин). С конца XIX в. дом принадлежал торговцу швейными машинками И.Кузнецову.
Этот дом на углу — еще и ценный памятник деревянного зодчества. По преданию, до пожара 1847 года он был украшен колоннами. Однако в 1850-х годах фасад его был перестроен и декорирован пропильной резьбой. Парадный вход оформлен массивными резными столбами, поддерживающими двускатную кровлю над крыльцом. Боковые деревянные вееры и шашечно-пирамидный орнамент по косякам дверей вызывает впечатление богатства с привкусом определенной тяжеловесности.
На той же нечетной стороне, но на противоположном углу с улицей Свердлова, стоит другой большой деревянный дом с мезонином, построенный в тех же 1810-х годах на месте сада князей Горчаковых (№ 23/58). Первый хозяин дома, А.С.Ягнетов, был участником Отечественной войны, а позднее, избранный костромским уездным исправником, прославился необыкновенной деловитостью и распорядительностью, а в особенности поимкой под городом знаменитого разбойника Ивана Фадеевича Хабарова — костромской писатель Н.А.Чаев увековечил его в пьесе «Сват Фатеич» (1865).
В 1880-х годах в доме поселилось семейство Антиповых. Из них Алексей Иванович (1833—1913) — известный геолог и горный инженер, его портрет работы И.Е.Репина хранится в Ярославском художественном музее. Его жена Прасковья Дмитриевна (1848— 1920) — художник-акварелист (ее работы экспонировались на выставках), близкая подруга художницы Е.Д.Поленовой, неоднократно приезжавшей к ней в Кострому. Из окна дома Антиповой Елена Дмитриевна наблюдала вид, запечатленный на ее картине «Улица в Костроме»,— на ней изображен перекресток улиц Энгельса и Свердлова, занятый садом, обнесенным забором (деревянный дом на углу там появился только в 1923 году). Когда в 1890 году в Кострому приехали В.А.Серов и К.А.Коровин, то они тоже навещали Антиповых, а Серов даже написал портрет Прасковьи Дмитриевны.
Последней владелицей дома до революции была состоятельная дворянка Зюзина. Одинокая старуха, она очень любила собак, и они заполонили весь дом — старожилы помнят, как по утрам горничные выводили на прогулку целые своры болонок, укутанных в специально сшитые попонки.
Следующий деревянный дом с мезонином до начала 1900-х годов принадлежал семейству Иорданских. Здесь жил Николай Федорович Иорданский (1884—1985) — начальник военной организации Костромского комитета РСДРП в 1905—1906 годах, позднее талантливый преподаватель-естественник. Однако вскоре Иорданские продали дом В.Н.Лаговскому, популярному среди костромичей общественному деятелю.
Соседнее здание тоже принадлежало Иорданским. В начале 1905 года там в мезонине поселился Константин Юрьевич Волков (1881—1944). Член КПСС с 1900 года, рабочий-слесарь, он приехал в Кострому из Воронежа, где его искала полиция, и жил под чужой фамилией. Волков тяготел к «технике» и сначала размножал на гектографе листовки. Осенью 1905 года он возглавил созданную в Костроме боевую дружину, а затем был начальником всех боевых дружин района Кострома—Ярославль. Арестованный 21 сентября 1906 года в «номерах» Беликовой, большевик был сослан на 4 года в Тобольскую губернию и в Кострому не вернулся. А дом и участок купил инженер и архитектор Л.А.Большаков (1867—1937) — по его проекту, например, возводились первые корпуса психбольницы в пос.Никольское. Большаков имел собственный дом на Кирпичной улице (ныне Терешковой), но однажды увидел у санитарного врача Когана план Костромы с обозначением очагов эпизоотических заболеваний — меньше всего их оказалось на Покровской улице. Тогда Леонид Александрович, купив у Иорданского дом, сломал его и к 1908 году выстроил на пустыре симпатичный домик с башенкой и декоративной металлической решеткой.
На той же стороне по углу с улицей Войкова заметно выделяется дом с колоннами (№ 29/21). Он одноэтажный, с антресолями, на высоком каменном цоколе. Деревянная обшивка здания имитирует руст. Очень пластичный шестиколонный портик и фронтон с полуциркульным окном выдержаны в монументальных классических формах дорического ордера. Высокие окна оформлены строгими наличниками с лаконичной резьбой, над окнами — сандрики. По главному фасаду расположена анфилада парадных комнат, двери прежде были фанерованы ценными породами дерева. Колоннада с облицовкой из искусственного мрамора разделяла гостиную на две части.
Воспитанники старшего возраста за плетением корзин. Фото 1890 гг
Дом был выстроен в 1820-х годах коллежской советницей В.А.Ушаковой (отсюда и название «Ушаковские ямы» на задах здания) и принадлежал ей до середины XIX в. Затем им владел генерал Кобелев, а с 1883 года — помещица Шилова. В 1887 году сгорело здание основанного год назад Костромско—Ярославского училища слепых на Власьевской улице. Однако попечитель училища, энергичный и инициативный Б.К.Кукель (прежде один из основателей Владивостока), сумел собрать общественные пожертвования, на которые и приобрел дом Шиповой (училище до революции носило имя Кукеля). В дальнейшем училище продолжало развиваться — в 1893—1898 годах к нему со стороны улицы Войкова было пристроено двухэтажное кирпичное здание на 60 малолетних воспитанников.
За улицей Войкова на углу, но отступя от него вглубь, стоял за забором большой деревянный дом с мезонином (снесен), принадлежавший костромскому уездному предводителю дворянства В.А.Кравкову. Его дети стали видными деятелями революции в Костроме. Из них Александр Владимирович, член КПСС с 1913 года, был первым костромским губвоенкомом, командиром полка в гражданскую войну, зав. губземотделом и секретарем губисполкома в той же Костроме, а впоследствии, до 1937 года, директором зернотреста на Урале.
Его младший брат Глеб — член партии большевиков с 1917 года и комиссар бригады в период гражданской войны, позднее руководящий сотрудник ВАСХНИЛ и зам .директора Главного ботанического сада, погиб под Лугой в августе 1941 года.
В начале XX в. В.А.Кравков продал этот дом и построил другой, каменный, поблизости — на улице Войкова.
На правой (четной) стороне улицы Энгельса таких старинных и богатых особняков нет — здесь долгое время жилая застройка была редкой, а преобладали огороды, сады и даже сенокосные поляны. Из домов можно выделить два. Двухэтажный полукаменный дом № 34 построен в 1850-е годы в духе классицизма (хотя лепные украшения выполнены в стиле рококо). Дом принадлежал дворянам Шулепниковым, а с начала XX в. — культурному семейству Купреяновых, в частности с ним связаны детские годы замечательного художника-графика Николая Николаевича Купреянова (1894—1933). Старожилы еще называют дом «спартаковским», т. к. там в первые годы советской власти размещалось руководство детской организации «Спартак».
Двухэтажный деревянный дом с каменным подвалом (№ 42), построенный в 1819 году, интересен прежде всего своим декором. По описанию искусствоведа Е.А.Булавина, у него «выделены три центральных окна пилястрами, что характерно для классицизма. Карниз украшен чередующимися медальонами и розетками, а над окнами в виде фриза — прекрасно вырезанная дубовая ветвь».
В конце улицы Энгельса, по ее углу с Никитской улицей, находится деревянный с мезонином дом, построенный Н.А.Соколовским в 1897 году,— орнамент под окнами у него повторяет контуры балясин.