И.М. Разумовская
Кострома — древний город, находящийся в 360 километрах к северо-востоку от Москвы. Гладь Волги разделяет разделяет Кострому на две части, придавая городу особую красоту и своеобразие. Улицы и набережные Костромы являются хранителями великого и прошлого и живой историей города. Простор могучей русской реки Волги и проникающая в душу природа настраивают на восприятие необычного, сказочного. Неповторимый облик города определяется прекрасными памятниками старины, дошедшими до наших дней.
Датой основания города считается 1152 год, когда князь Суздальский Юрий Долгорукий колонизовал земли Поволжья. В «Истории Российской» В. Н. Татищев пишет: «Великий князь Юрий Владимирович Долгорукий, лишившись Киевского княжения, основал престол в Белой Руси (…) Потом зачал строить во области своей многие грады: Юриев поле, Перяславль у Клюшина озера, Владимир на Клязьме, Кострому, Ярославль и другие многие грады теми же имяны, как в Руси суть, хотя тем утолить печаль свою, что лишился великого княжения русского».
Устанавливая дату возникновения города, В. Н. Татищев пользовался различными источниками, которые до нашего времени не дошли. Первое же достоверное летописное упоминание о существовании города относится к 1213 году в связи с междоусобной враждой сыновей князя Всеволода III Большое гнездо. Великий князь Всеволод III при разделе земель между своими сыновьями младшему из них Юрию отдал владимирский престол, в то время как старшему Константину достались Ростов и пять других городов — Белоозеро, Угличе Поле, Ярославль, Кострома, Галич Меряжский. Не смирившись с потерей великокняжеского престола, князь Константин начал борьбу за его возвращение. В этом соперничестве Кострома склонялась на сторону князя Юрия, поэтому во время похода в борьбе за владимирский престол Константин сжег принадлежащий ему город. В Тверской и Воскресенской летописях под 1213 годом написано, что Константин пошел на Кострому «и пожже ю всю, а люди изымаша».
В конце концов, князь Константин Всеволодович стал великим князем, заслужил прозвище Мудрый, а Кострому в 1218 году отдал в княжение cвоему десятилетнему сыну Василию.
В 1238 году Кострома вместе с другими городами была разорена и сожжена татаро-монголами, однако дух жителей не был сломлен, они заново восстановили и отстроили свой город.
Во время княжения Ярослава Всеволодовича, выступившего обновителем земли русской, в Костроме, наряду с гражданским строительством, возводится соборная церковь в честь воина Федора Стратилата (Федор — крещеное имя самого Ярослава).
В 1243 году Ярослав Всеволодович отдал город в княжение своему девятому сыну Василию — младшему брату Александра Невского. Князю Василию неоднократно приходилось оборонять свои владения от набегов татар.
В 1272 году костромичи одержали победу над неприятельским отрядом, подступившим к городу для сбора дани. Сражение было близь деревни Некрасово у Святого озера, и князь Василий Ярославович не посрамил славу старшего брата. Подробнее смотри Битва близь Некрасово на Святом озере. Помог ему одержать эту победу предок русского поэта воевода Александр Плещей.
В том же 1272 году, после смерти великого князя Ярослава Ярославича, по праву старшинства Василий, князь Костромской, вступил на великокняжеский престол, однако не изменил своего местожительства. Кострома по 1276 год включительно стала столицей великого княжества Владимирского, политическим центром Северо-Восточной Руси.
В XIII — XIV веках процесс объединения русских земель завершился, и Кострома в 1364 году вошла в состав московского княжества, с тех пор история ее неотделима от развития и культуры общерусского государства.
Вместе со всем русским народом в великой битве на Куликовом поле храбро сражалось костромское ополчение под началом воеводы Ивана Родионовича Квашни. И не раз еще приходилось им браться за оружие, отражая набеги неприятеля. Так было в 1467 году, когда нападение крупного отряда татар отбил костромской воевода Иван Стрига-Оболенский, позднее оборону города возглавлял воевода Захарий Яковлев.
Хорошо укрепленный город на протяжении XIV — XV веков неоднократно служил убежищем семьи великого московского князя. В 1382 году во время нашествия на Москву хана Тохтамыша князь Дмитрий Донской вместе со всей своей семьей скрывался за стенами города, а в 1408 году его сын Василий Дмитриевич нашел здесь убежище при вторжении на русские земли хана Едигея.
Кострома была в то время значительным по величине городом, о размерах которого можно судить по тому, что во время пожара 1413 года в городе сгорело тридцать церквей. После пожара 1416 года городская крепость была перенесена с берегов речки Сулы вниз по течению Волги на высокий холм, где в настоящее время находится Центральный парк культуры и отдыха. На новом месте насыпали высокие валы, воздвигли стены из дуба, поставили на них четырнадцать боевых башен. Перенесение кремля и возникновение нового города дало основание записать в летописи под 1416 годом, что «того же лета град Кострома заложен быть».
Кафедральный собор Костромского Кремля (разрушен в 1934 году). Наличие таких укреплений помогло Костроме пережить очередную междоусобицу 1425 -1453 годов за великое княжение на Москве.
В 1470-х годах произошло событие, отразившееся на культуре и художественной жизни Костромы.
Костромская рать под командованием князя Даниила Холмского участвовала в походах московского князя Ивана III против Новгорода. Часть знатнейших новгородских семей при расселении по городам московского княжества была направлена в Кострому, поэтому в дальнейшем проявилась сопричастность культуры Костромы новгородскому искусству. Костромские воины не раз выступали в составе московского войска. Во время осады Иваном Грозным Казани костромские полки под командованием князей Серебряного и Горбатого были включены в состав полка правой руки.
Первое десятилетие XVII века принесло русскому народу тяжелые испытания «Смутного времени». В 1608 году польские войска подступили к городу и заняли его, но горожане подняли восстание. Несколько раз город переходил из рук в руки. Окончательно изгнали врага в 1609 году под руководством воеводы Давыда Жеребцова, однако сторонники Лжедмитрия II укрылись за стенами Ипатьевского монастыря.
Глубокой ночью с 24 на 25 сентября уроженцы костромского посада Николай Костыгин и Константин Мезенцев подкопали с севера крепостную стену Ипатьевского монастыря и взорвали ее ценой собственной жизни. В образовавшийся пролом устремились участники штурма и одержали победу над неприятелем.
Вскоре после изгнания интервентов Кострома оказалась центром событий, имевших общерусское значение.
В 1613 году земский собор постановил избрать на царство племянника первой жены царя Ивана Грозного Анастасии — Михаила Федоровича Романова, местопребыванием которого в это время оказался Ипатьевский монастырь. Сюда и явилась делегация, чтобы вручить юному царю разоренную державу.
Тогда же совершил свой подвиг крестьянин костромской губернии Иван Сусанин, уроженец села Домнино. Польский отряд, посланный захватить вновь избранного царя, пробираясь глухой лесной дорогой, сбился с пути и попал в деревню Деревнище, где повстречал Ивана Сусанина, который завел врагов в непроходимые чащи и там погиб от их рук.Патриотический подвиг крестьянина из села Домнино стал легендой, а в 1851 году был увековечен монументом, воздвигнутым по проекту скульптора В. Демут-Малиновского.
Не сохранившийся до наших дней памятник представлял собой высокий столб, увенчанный бюстом царя Михаила и склоненную перед ним фигуру народного героя; на пьедестале был барельеф с изображением гибели Сусанина.
Новый памятник Сусанину выполнен в 1967 году по проекту скульптора Н. А. Лавинского и установлен в сквере на Молочной горе.
После избрания царя Михаила члены царской семьи стали почитать Ипатьевский монастырь своей фамильной святыней и, вступая на престол, считали своим долгом посетить Кострому.
Каждое такое посещение привносило нечто новое в жизнь и облик города. Например, в 1767 году Екатерина II учредила герб города с изображением галеры «Тверь», на которой она прибыла в Кострому. В начале своего недолгого царствования, в 1798 году, в Костроме побывал Павел I, который пожаловал городу новый герб с чрезвычайно сложной символикой, где были и золотой крест, и серебряный полумесяц. С приездом в 1858 году Александра II была связана переделка так называемых «палат бояр Романовых» в Ипатьевском монастыре — стилизация под архитектуру XVII века, выполненная по проекту архитектора Ф. Ф. Рихтера.
К середине XVII века Кострома по своему экономическому значению становится третьим после Москвы и Ярославля городом Московской Руси (четвертым была Вологда).Костромские купцы торговали с Востоком и Западом (в городе была учреждена английская фактория). Тогда же в Костроме возникает большой торговый центр — мясные, мучные, соляные, калашные, иконные, железные, шубные торговые ряды. Появляются новые слободы — Кузнецкая, Ямская, Рыбная, Кирпичная, названия которых сохранились до наших дней в наименованиях улиц. Из костромских промыслов особенно славились мыловаренный, полотняный и кожевенный. Развитие экономики благотворно отразилось на развитии города, превратив его в один из центров русской культуры. Композиционным центром старой Костромы оставался Кремль (Старый и Новый город). Застройка территории Старого города была тесной и состояла из деревянных зданий, типичных для русских городов того времени. Здесь были построены воеводский двор, воеводская канцелярия, караульная изба, государевы житницы и кузница, был здесь и «осадный двор», принадлежавший матери царя Михаила Федоровича. В Старом городе находилось также множество деревянных церквей и два каменных собора — Успенский и Троицкий. Планировка города определялась главными дорогами, подводившими к воротам: от Спасских ворот к Ипатьевскому монастырю, от Ильинских ворот по Боровой Дебре — в город Плес.
K Старому городу в 1619 году примкнул четырехугольником и вытянулся на север Новый город. В нем были построены гостиный двор с двумя избами, четырьмя амбарами и двумя сараями, земская изба, приказная изба, таможенная изба и две деревянные церкви — Николы и Предтеченская. Все эти постройки были обнесены деревянной стеной с башнями, три из которых были воротными. Предтеченские ворота вели из Нового города на Мшанскую улицу и далее на Ярославль, Благовещенские — на Галич, а Никольские выходили к Волге. Каменное строительство началось в Костроме с середины XVI века возведением Ипатьевского и Богоявленского монастырей на подступах к городу, а также Успенского и Троицкого соборов в центре старого Кремля. С расцветом экономики города со второй половины XVII века, наряду с жилой застройкой, в городе возводятся приходские церкви — Троицкая (1650) и Воскресения-на-Дебре (1651).
Слава местных строителей вскоре вышла за пределы Костромы, и их стали приглашать в другие города и в Москву.
В Москве в период с 1670 по 1700 год по случайным и неполным данным трудились двенадцать зодчих-костромичей. Мастер Никита Васильев в 1681-1682 годах построил колокольню церкви святого Иосифа в Измайловской слободе, Карп Губа в 1667 — 1679 годах принимал участие в строительстве церкви святого Григория на Полянке, зодчие Филипп Папуга, Емельян и Леонтий Михайловы в 1694 году работали в Ново-Иерусалимском монастыре, Андрей Перфильев в 1699 году перестраивал патриарший дворец в Кремле.
Костромскими мастерами возводился Вознесенский собор Нижегородского Печерского монастыря, они же работали в Кирилло-Белозерском монастыре. Но не только строительным искусством славились костромичи. В городе процветали художественные ремесла. В Ипатьевском монастыре существовала основанная при Годуновых иконописная школа. Семьдесят костромских иконописцев, по документам Оружейной палаты, царским указом вызывались в Москву для выполнения государевых работ. Среди русских художников-монументалистов костромские мастера XVII века занимают одно из видных мест.
Костромичи принимали участие в росписях соборов монастырей — Макарьевского в Калягине, Савва-Строжевского в Звенигороде, Княгинина во Владимире, расписывали церковь Николы Надеина в Ярославле и Софийский собор в Вологде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и Успенский собор Московского Кремля.
История сохранила имена некоторых из них. Это Иоким Агиев, по прозвищу Любим, и Василий Ильин Запокровский, руководивший артелью изографов при росписи церкви Воскресения на Дебре. Но самыми известными мастерами стенных росписей по праву считаются прославленные художники Гурий Никитин и Сила Савин. Именно они стояли во главе артели, расписывавшей собор Даниилова монастыря в Переславле-Залесском, выполняли росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле, писали фрески Троицкого собора Ипатьевского монастыря, реставрировали росписи Успенского собора Ростовского кремля.
Большого успеха добились костромские художники в оформлении рукописных книг. В XVII веке в библиотеке Ипатьевского монастыря насчитывалось 338 книг; кроме богословских, здесь хранились книги по астрономии, истории, медицине, географии, толкователи иностранных слов и переводная литература, например, «Псалтырь царя Давида» в переводе Симеона Полоцкого и средневековый рыцарский роман «Повесть о Бове Королевиче». Среди них находилась знаменитая Ипатьевская летопись, известнейший памятник древнерусской истории, донесший до нас наиболее подробное описание похода на половцев князя Игоря Северского, героя «Слова о полку Игореве». Там же хранились и другие ценные рукописи, как, например, Псалтырь 1595 года, Евангелие 1605 года, синодик Крестовоздвиженского монастыря XVII века. Костромские художники работали над книжной миниатюрой и во время широкого распространения книгопечатания. В 1673 году ими были выполнены миниатюры для «Потешной книги» царевича Петра Алексеевича.
Костромской край был одним из центров ювелирного искусства. Исторических сведений о костромских серебряниках сохранилось немного. В переписной книге Казани 1565-1568 годов среди мастеров, имевших свои лавки в серебряных и железных рядах, упоминается имя Рудака Борисова, который был родом из Костромы. Надежным источником сведений выступают подписные произведения костромских ювелиров XVII — начала XVIII века, которые имеются в собраниях Костромского архитектурного музея-заповедника, Государственного Исторического музея и Оружейной палаты.
Оклады икон, евангелий, напрестольные кресты и церковные сосуды — все, что создавали мастера-серебряники, было обильно украшено растительным орнаментом и тщательно проработано. Большое распространение получили также гравировка и чернь по серебру. Произведения костромских ювелиров свидетельствуют о высоком мастерстве и своеобразии стиля художников. Центром ювелирного искусства Костромской губернии было село Красное на Волге.
В Костроме передавались из поколения в поколение традиции уникальной художественной резьбы по дереву, развивались все виды узорного ткачества, а вышивка стала неотъемлемой частью народного искусства, широко распространилась вышивка тамбурным швом.
На протяжении всего XVIII века Кострома продолжала развиваться как промышленный, торговый и политический центр обширного региона. В 1778 году она стала губернским городом. Здесь в середине XVIII века была построена первая полотняная фабрика купцов Углечаниновых на пятьсот станков, а уже в 1790-х годах действовало пять суконных фабрик, совладельцем одной из них впоследствии стал П. М. Третьяков. К концу XVIII века Кострома занимала первое место в России по производству тканей. В городе работали восемнадцать кирпичных заводов, колокололитейный завод купца Синцова и основанный около 1781 года изразцовый завод. В конце XVIII века в Костроме открылась первая типография.
Последняя треть XVIII века — время крупных градостроительных мероприятий, обусловленных появлением губернских учреждений. В Петербурге была создана комиссия, которая первоначально занималась планировкой Петербурга и Москвы, а затем стала разрабатывать генеральные планы для всех губернских городов. В работе этого учреждения принимали участие крупнейшие архитекторы того времени.
Окончательный план Костромы был утвержден в 1781 году. Он имел четко выраженный центр, от которого в радиальном направлении отходили основные улицы. Несколько десятилетий потребовалось для его осуществления.
Дело в том, что грандиозный пожар 1773 года сильно изменил облик города. Сгорели все деревянные постройки Старого города, а также Нового, девять приходских церквей. Сохранились только каменные здания в Ипатьевском и Богоявленском монастырях, Троицкий собор и церковь Воскресения на Дебре.
По новому генеральному плану Кремль решено было не восстанавливать, а часть кремлевской территории отвести под бульвары. На этих же землях было построено здание Богоявленского собора с четырехъярусной колокольней, завершенной шпилем.
Колокольня долгое время служила доминантой при дальнейшей застройке, господствуя в силуэте города (разобрана в 1933 году). Автором проекта этих сооружений был Степан Воротилов (1741 — 1799), талантливый местный архитектор.
Если в XVII веке костромские строители приглашались в столицу и другие города, то теперь в Кострому приезжают архитекторы из Петербурга. Зодчие Н. И. Метлин, П. И. Фурсов, М. М. Праве, получившие образование в петербургской Академии художеств, последовательно формировали облик города.
Имена многих деятелей русской культуры связаны с этим городом. Кострома — родина основателя первого в России театра Федора Волкова.
Актер петербургского театра Алексей Яковлев тоже родился в Костроме и в молодости служил сидельцем в лавке в Красных рядах.
Сыном костромской земли был талантливый мастер портретного жанра первой половины XIX века крепостной помещиков Корниловых Александр Поляков, приглашенный в мастерскую Дау для участия в создании портретной галереи героев Отечественной войны 1812 года для Зимнего дворца в Петербурге.
В городе Луха Костромской губернии в семье местного иконописца родились братья Григорий и Никандр Чернецовы — замечательные русские пейзажисты.
Уроженцем города Кологрива был художник-акварелист Геннадий Ладыженский, основатель Товарищества южнорусских художников в Одессе.
С костромской землей связана биография замечательного русского живописца Бориса Кустодиева. В 1900 году в селе Семеновском-Лапотном (ныне село Островское) им написана программная картина на звание художника «Базар», за которую ему была присуждена золотая медаль. В поместье Маурино приезжал Кустодиев делать эскизы и зарисовки ко многим своим произведениям. Бывая в Костроме, Кустодиев часто гостил в доме Ивана Рязановского — одного из первых ученых-краеведов, посвятившего изучению местного края всю свою жизнь. Сам Рязановский был человеком примечательным — искусствовед, коллекционер, знаток почти всех европейских языков, крупный библиофил.
Он был близким другом многих выдающихся деятелей русской культуры, в его доме бывали А. Блок, Н. Рерих, В. Мейерхольд, А. Толстой, А. Чапыгин, А. Ремизов, Ф. Соллогуб, С. Чехонин, И. Павлов, В. Бонч-Бруевич. Рязановский был одним из основателей и первым директором Костромского художественного музея.
Неподалеку от Костромы находится имение Щелыково, принадлежавшее драматургу А.Н. Островскому, с именем которого связаны многие памятные места города.
В Костроме родились А. Плещеев и П. Катенин. Здесь отбывали ссылку атаман войска Донского М. Платов и генерал А. Ермолов. Оба они, легендарный атаман и герой Отечественной войны 1812 года, были сосланы в Кострому по ложному доносу во времена царствования Павла I. Родился и жил в Костроме и другой герой Отечественной войны 1812 года — Николай Мартьямович Сипягин, основатель Общества любителей военных наук, военный губернатор Грузии, адъютант князя Багратиона.
Еще в начале XX века на углу Горной улицы и улицы Кооперации стоял дом семейства Вишневских. Ф. Вишневский, в 1822-1825 годах совершивший кругосветное плавание в составе русской экспедиции, был участником восстания 1825 года на Сенатской площади.
На Дальнем Востоке залив, гора и город на Сахалине носят имя Геннадия Ивановича Невельского, командира транспорта «Байкал», прошедшего в 1848-1849 годах из Кронштадта в Петропавловск-Камчатский, уроженца деревни Дракино Костромской губернии.
Для многих людей русской культуры или науки Кострома была колыбелью и отправной точкой их деятельности.
Только мужская гимназия Костромы выпустила из своих стен писателя А. Писемского, критика и публициста Н. Михайловского, философа В. Розанова, металлурга К. Поленова, ботаника К. Косинского, полярного исследователя А. Жохова.
В 1970 году в Солигаличе — городе Костромской области — среди экспонатов краеведческого музея были обнаружены произведения художника второй половины XVIII века Григория Островского, создавшего целый ряд портретов костромских дворян Черевиных и их соседей. В глухой деревне Шаблово Кологривского уезда родился и жил самобытный русский художник Ефим Честняков. Он был человеком разностороннего дарования: живописцем, графиком, скульптором и писателем. Его творчество подчинялось тому духовно-нравственному началу, которое характерно для народного искусства.
На протяжении всей русской истории Кострома вносила свой вклад в сокровищницу истинных культурных ценностей и сама стала живой историей русской культуры.