Жан Дезире Гюстав Курбе (1819 — 1877) — французский живописец, график, скульптор.
Родился будущий художник в небольшом городке Орнане, расположенном неподалеку от швейцарской границы. Предки со стороны отца, владельца фермы и виноградников, на протяжении поколений жили в восточной Франции: мать также была уроженкой этих мест.
В 1831 году Гюстав поступил в местную школу, где сразу обрел репутацию шумного и проказливого ученика. Интерес к рисованию пробудил в нем один из школьных учителей, «папаша» Бод. Когда-то Бод был подмастерьем у Антуана Жана Гроса, и теперь сам побуждал своих учеников как можно больше рисовать с натуры*.
В 1837 году Гюстав поступил в Королевский колледж в Безансоне. Вняв советам родных, он изучал право, но вместе с тем (уже по собственному желанию) посещал занятия и в местной Академии. Очевидно, это сыграло свою роль в том, что в 1839 году юноша отправился в Париж. Там он первое время осваивал азы художнического ремесла у некоего художника Стобена. Ученические штудии Гюстав дополнял посещением музеев, где старательно копировал выставленные работы живописцев — от старых испанских и голландских мастеров до Теодора Жерико и Эжена Делакруа. Позже художник объявлял себя самоучкой, но в этом немного лукавил, потому что начальное художественное образование он все-таки получил.
Подобно большинству молодых честолюбцев от живописи, Курбе надеялся добиться признания, выставившись в Салоне. Он напряженно искал выигрышную тему для выставочной работы и экспериментировал с различными стилями. В период между 1841 и 1847 годами он попробовал себя в портрете, пейзаже, жанровых сценках и даже в религиозной живописи. Результат вышел довольно плачевным. Большинство предлагаемых работ Курбе жюри Салона отвергло. Из попавших же в Салон трех картин лишь одну («Автопортрет с черной собакой») весьма сдержанно заметила критика.
Таким образом, положение Курбе накануне французской революции 1848 года было не слишком благополучным.
Демократическую направленность творчества художника во многом определили революционные события, свидетелем которых он оказался. В 1846 году художнику как будто улыбнулась судьба. Один голландский торговец произведениями искусства приобрел две его работы и пообещал новые заказы, если тот приедет в Голландию. Курбе поддерживали и его новые друзья, все сплошь молодые писатели и художники. Среди них были фигуры, не нуждающиеся в особом представлении, — например, Шарль Бодлер и Пьер Жозеф Прудон. Компания обычно собиралась в пивной, находившейся в двух шагах от мастерской художника и прозванной друзьями «Храмом реализма». Именно здесь велись первые разговоры об основания «новой школы» в искусстве, которая мыслилась реалистической по духу.
Испытал влияние Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса. Пройдя недолгий этап близости к романтизму и классицизму живописец полемически противопоставил оным искусство нового типа, утверждающее материальную значимость мира.
Художник создал монументальные, проникнутые реалистическим пафосом произведения.
Джоанна Хиффернан — ирландка, с 1861 по 1868 служит моделью Джеймсу Уистлеру и Гюставу Курбе.
* Журнал Художественная галерея 17/2005