Во второй половине XVII века, не поступившись религиозными принципами, дворцовая боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова стала видной фигурой знаменитого церковного раскола в русском православии. Не приняв церковные реформы Никона и оставшись на стороне старообрядчества, боярыня лишилась богатейшего имущества и была сослана в монастырь, где погибла в 1675 году.
Не случись в её жизни этих потрясений, о судьбе и деятельности боярыни знал бы, вероятно, лишь ограниченный круг историков. Не стала бы боярыня и героиней знаменитой картины Василия Сурикова.
Не будь боярыня столь категорична и неистова в отстаивании своих взглядов, дело ограничилось бы удалением от царского двора.
Возможно, покинув Москву, тихо и мирно осталась бы она воспитывать своего маленького сына Ивана в Костроме, в своём имении – селе Городище (сегодня – в костромском Заволжье). И завершила бы свой земной путь, упокоившись на погосте церкви Ильи Пророка (Рождества Христова). Устроителем храма был сам супруг Феодосии Морозовой, боярин Глеб Михайлович Морозов.
Трагическая судьба раскольницы, тревожная картина Сурикова и одна из старейших в Костроме церковь Ильи Пророка. Из таких хитросплетений политики, религии, искусства и личной жизни людей – от крепостных до царей – и соткана вся многовековая история нашего города.