Кто такие русалки? Объяснить это достаточно трудно. Русалки есть олицетворение силы природы, что видно из всех признаков, которые народные поверья приписывают русалкам. Но поверья эти так искажены позднейшими, совершенно произвольными придуманными понятиями, так много примешано к этим понятиям из христианских источников, что почти невозможно добраться до первоначального значения. Были ли русалки олицетворением вод, рек, источников как ундины или наяды, остается еще вопросом, ибо, правда, сродство их с водой просматривается весьма близкое, однако, вода не есть исключительно их элемент. В Малороссии говорили, что русалки появляются в страстной четверг, как только луга покроются весенней водой, распустятся вербы и зазеленеют деревья и поля, и живут до глубокой осени. В Украине и Малороссии господствовало поверье, что дети, умершие без крещения, превращаются в мавок, малок и гречух, спутников русалок. Что злые духи мучают этих младенцев, которые освобождаются от их власти только в Духов день (наш Троицын день). Что будто бегают русалки по лесу, рощам, траве или плещутся в реках и озерах… В некоторых местах был обычай развешивать в русальную неделю на деревьях полотно, которое будто бы мавки и русалки берут себе на рубашки. Иные раскладывали еще горячий хлеб по окнам, думая, что паром его бывают сыты русалки.
В днепровской России утверждали поселяне, что огни, которые светятся ночью на могилах, насыпных курганах, в рощах, лесах и полях, разводятся мавками для того, чтобы заманить к себе людей… Накануне Троицына дня русалки, по мнению малороссиян, бегали по полям, засеянным хлебом, и громко хлопали в ладоши.
По одним поверьям, русалки до Троицына дня живут в водах, а по другим – что в Троицын день они падают с деревьев, а на берега выходят только поиграть.
С Троицына дня до Петрова поста шатаются по земле, а живут в лесах на деревьях. Любимое их дерево клен и дуб. Качаются на зеленых сучьях и разматывают пряжу, которую уносят от поселянок, заснувших без молитвы. С клечальной недели (семицкой) они аукаются в лесах и зазывают к себе с хохотом прохожих.
Русалки на зелёную неделю будто бы становятся чрезвычайно сердитыми, даже до бешенства, и всё, что не попадает им, портят, особенно молодых супругов. В Тульской губернии сохранилось предание о лесовой русалке, которая будто бы поёт и живёт в дремучем лесу. Русалка эта совершенно безопасна, в любое время года, кроме русальной недели.
Неделю спустя после Троицына дня ( Духова дня), в понедельник праздновались проводы русалки.
Появление русалок с ранней весны, их ожесточение, свирепость в русальную неделю и вскоре за тем проводы в начале нашего лета показывают, что собственно этим временем и ограничивается действие развития этой силы природы, которая была в них олицетворена. Но какая? всё-таки не видно. Притом на русалках есть странный отпечаток. Они имеют много общего с враждебными силами и принадлежат к ним.
Известно, что общее поверье приписывает им страсть защекотывать людей до смерти. Но вот другие факты, ещё важнее: они в народе изображаются страшными, и ими пугают детей, как киевскими ведьмами.
На русальную неделю никто не осмеливался купаться в реке и хлопать в ладоши, потому что в это время веселье русалок и хлопанье страшное… На их удары стекались якобы и прочие русалки; одни киевские ведьмы только могли купаться с ними.
В завершении всесвятской недели — в Русальное воскресенье, Петровское, Всесвятское Заговенье, иногда к Троице или Духову дню приурочивались Похороны Костромы.
На зеленой неделе в четверг никто не должен был работать, чтобы русалки не испортили домашний скот, птицу и все остальное хозяйство. Этот день назывался Великий день русалок. На Руси господствовало мнение, что все эти духи (водяные, лесные, лешие, домовые и т.д.), при ниспровержении Вельзевула со всей его нечистой силой в ад, частью попали в воду, другие развеялись по полям, а прочие скрылись в лесах или в домах. На русальной неделе во вторник крестьяне поминали удавленников. Родня умершего приносила на могилу покойника блины, вино и красное яйцо, которое разбивала на могиле за упокой души удавленника. Потом пили вино и закусывали блинами, при этом призывали русалку. Русалки и водяные будто бы представляются тоскующими и враждебными. Они – то души младенцев, плод незаконной любви или умершие без крещения, то злые духи, преследующие человека и принимающие на себя произвольно различные обличья. Празднование русалок уподоблялось беснованию чертей. Одни из них в виде человека ходили по улицам, били в бубны, играли на волынках и на свирели; другие надевали на себя личины (маски). Этот способ празднования доказывает, что русалки принадлежат к злым, враждебным духам. Малороссийские поселенцы Саратовской губернии думали, что русалки безобразные: косматые, горбатые, с большим животом и острыми когтями, длинной гривой и железным крючком, которым они ловят проходящих. Русалки, подобно бабе-яге, задавали загадки, и тех, кто их не разгадывал, защекотывали до смерти.
Наконец, самые проводы русалок чрезвычайно примечательны: девицы и женщины собирались с разных улиц деревни или города с пением веселых песен. Они становились по углам с чучелом, которое было в виде женщины и представляло русалку. Потом составляли хоровод, в середине которого женщина с чучелом производила смешные телодвижения и скакала. Остальные, пропев песню, разделялись на две половины: оборонительную и наступательную. Первые защищали чучело от нападений, а вторые бросали им в глаза песок и обливали водой. Наконец всей толпой отправлялись в поле, где разрывали чучело и разбрасывали его по воздуху. Итак, смерть русалки была насильственной.
Трудно понять все эти обряды и поверья. Однако они показывают в русалках какое-то странное соединение враждебных сил и олицетворения тем не менее обыкновенных явлений природы, более благоприятных, нежели вредных.
языческие славянские праздники
Мне конечно льстит, что Вы решили использовать мои работы, (нижние три) но хотелось бы указание авторства, к тому же обрезание затылка модели на верхней абсолютно неуместно!
Антон это ты?? Оч. приятно. Действительно картинки словно обрезаны, и я это дело обязательно поправлю, они не убрались в ширину и масштаб придется уменьшить, но при клике будет точный авторский размер. Твое ИМЯ на данный момент показывается при наведении мышки на любую из работ. Для ботов такая подписка понятна, но будет правильно, если ты подробнее напишешь твой авторский текст + нужные ссылки, т.к. твои работы я бы и на перспективу мог использовать в окружении адекватных текстов, а не среди однообразных и повторяющихся комментов фотосайта со знаками восклицания и улыбками. Обрати внимание, что хитрый Гугл эти три твои работы не видит на photosight.ru а тут его легко можно заставить увидеть.
А я и не знал что это твой сайт привет )) Нашёл случайно работы.