Статья А.Лактионова, А.Виннера
Михаил Александрович Врубель приобрел первые навыки в овладении рисунком в школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге, куда поступил в семилетнем возрасте. В 1878 году он стал посещать вечерние классы Академии художеств, а еще через два года поступил в Академию художеств, где в течение четырех лет совершенствовал свои знания под руководством ГГ. Чистякова. В Академии Врубель занимался с исключительным трудолюбием. Он писал сестре: «Я до того… занят работой, что чуть не вошел в Академии в пословицу. Если не работал, то думал о работе. Вообще нынешний год, могу похвастать, был для меня особенно плодотворен: интерес и уменье в непрерывности работы настолько выросли, что заставили меня окончательно забыть все постороннее…» .
Систематическое посещение Эрмитажа помогло Врубелю изучить искусство старых мастеров. Об этом свидетельствует его высказывание о Рафаэле: «Он глубоко реален. Святость навязана ему позднейшим сентиментализмом… Реализм родит глубину и всесторонность… У нас в Академии живут все еще традициями ложноклассического взгляда на Рафаэля. Разные Энгры, де ла Круа, Давиды, Бруни, Басинни, бесчисленные граверы — все дети конца прошлого и начала нынешнего (века) давали нам искаженного Рафаэля. Все их копии — переделки Гамлета Вольтером. Я задыхаюсь от радости перед таким открытием, потому что оно населяет мое прежнее какое-то форменное, деревянное благоговение перед Санцно живой и осмысленной любовью… Взгляни, например, на фигуру старика, несомого сыном, на фреске «Пожар в Борго», сколько простоты и силы, жизненной правды! Точно рядом учился у природы с современным натуралистом Фортуни. Только н превзошел его тем, что умел этой формой пользоваться для чудных, дышащих движением композиций, а последний остался на изучении!» *.
Знания Врубеля, приобретенные в Академии художеств, тщательное изучение произведений выдающихся живописцев прошлого — все это помогло художнику разработать свою собственную оригинальную технику живописи.
Надо сказать, что о технике живописи Врубеля существуют самые различные суждения, зачастую очень далекие от действительности. Так, А. А. Рыбников утверждал, что «Врубель, например, в период работы над картиной, заклеивал места, которые он хотел переписать, газетой по сырой масляной краске. Так написан его знаменитый «Демон». Бороться с деформацией тона при такой «технике» — безнадежно»
Следует сказать, что прием заклейки газетой переписываемых заново отдельных частей произведения Врубель никогда не применял. На самом деле, работая над «Демоном» в процессе поисков композиционного решения углем на холсте, Врубель для изменения размера холста с боков подклеивал газеты, по которым и рисовал углем; затем подшивал холст и удалял газеты. Отличная сохранность живописи Врубеля, в том числе и «Демона», на протяжении свыше полустолетия полностью опровергает не совсем точные высказывания Рыбникова. Необходимо заметить, что произведения Врубеля, в особенности исполненные в технике масляной живописи, сохранились ничуть не хуже многих картин Репина, Сурикова и других современных ему художников.
Основания под живопись. В качестве оснований под живопись маслом Врубель преимущественно пользовался плотным льняным холстом. Отдельные этюды он любил писать на тонких буковых дощечках, загрунтованных слоем масляного грунта из свинцовых белил. На таких дощечках были написаны: «Река», «Голова Христа» (1888), «Сумерки. Римский мотив» (1891—1892), «Катанья. Сицилия» (1894), «Остров Эльба. Тирренское море» (1894), «Порто-Фино» (1894) и другие.
Некоторые работы Врубель выполнял на плотном картоне, покрытом полумасляным грунтом: «Гамлет и Офелия» (1888), «Испанка в белом», «Испанская танцовщица в красном», «Царевна-Лебедь» (1900, эскиз).
Несмотря на то, что для масляной живописи им была использована различная основа (дерево, картон), произведения сохранились отлично.
Работая на грунтованных холстах фабричного изготовления, вырабатывавшихся на отечественных фабриках (Досекина, Фридлендера), Врубель предпочитал льняные ткани с четко выраженным зерном и плотным переплетением нитей.
Акварелью Врубель предпочитал работать на белой ватманской бумаге, иногда употреблял и бристольский тонкий белый картон (эскиз «Доктор Фауст», 1896).
Декоративные панно выполнялись Врубелем на среднезерни- стом, плотном льняном холсте с прямым переплетением нитей. Холст проклеивался и покрывался тонким слоем клеемелового грунта, по которому велась живопись клеевыми красками. Сохранность этих панно, в частности: «Мефистофель и ученик», «Маргарита», «Фауст», «Полет Фауста и Мефистофеля», выполненных в 1896 году, отличная.
Краски. В акварельной живописи и в гуаши Врубель пользовался красками лучших европейских фирм: Блокса, Лефрана и ряда немецких фирм. В технике масляной живописи работал главным образом красками отечественных фирм: братьев Васильевых, Досекина и Фридлендера, но нередко и красками немецких фирм.
Для разжижения масляных красок Врубель пользовался мастиксовым лаком, разбавленным петролем, а в отдельных случаях — чистым петролем. Он также часто употреблял лак- ретуше Лефрана и «Сиккатив Куртре». Применение этого сиккатива в минимальном количестве способствовало быстрому высыханию красок. Однако при неумеренном пользовании сиккатив мог стать причиной растрескивания красочного слоя, а также его потемнения. В «Поверженном Демоне» (1901— 1902) растрескивание на отдельных участках красочного слоя, возможно, произошло из-за излишнего применения «Сиккатива Куртре» .
Создавая декоративное панно, Врубель пользовался клеевыми декоративными красками и гуашью; причем, первые приготовлялись на слабом растворе столярного клея.
масла, содержащего перекись марганца, свинцовый глет и свинцовый сурик. Масло с этими веществами варится до густоты патоки, а затем разводится скипидаром.
Технике живописи Врубеля свойственны некоторые особенности, на которых следует остановиться подробнее.
В. Серов, высоко оценивший мастерство Врубеля, писал: «Врубель?—У него мастерская рука. Вот художник, который, как никто, может делать все одинаково хорошо: декорацию, картину, иллюстрировать книгу. Даже портрет может сделать, и замечательный портрет» В основе мастерства Врубеля лежало артистическое владение рисунком и превосходное чувство формы. На эту особенность живописной техники Врубеля впервые обратил внимание К. Юон; он говорил о нем: «Новатор… в совершенстве владея академическим четким рисунком н академическими знаниями, лишь тем свободнее и смелее использовал свое своеобразное дарование. Эта смелость могла иметь место лишь благодаря знаниям, перешедшим по традиции. Хорошо изученные традиции не только не мешают проявлениям новаторства, но, наоборот, помогают ему и качественно его обогащают» .
Очень высоко оценивал рисунок Врубеля его учитель Чистяков: «Учу… самому трудному в технике искусства рисования — учу связи в фигуре (живой, конечно). Врубель меня радует. Что-то тонкое и строгое в то же время начинает проявляться в его работах».
Блестящее владение Врубеля рисунком с особенной силой сказалось при исполнении им портретов. Лепка пластической формы. углем на холсте поражает своей артистической точностью, изяществом и непревзойденным мастерством. Формы фигуры человека, его лица, рук лепятся художником в рисунке на холсте крепко, очень точно; линия, штр»Х, отличаясь своей строгостью, тонкостью, в то же время необычайно точно передают не только внешний облик модели, но и его психологическую характеристику.
Манера работы графитным карандашом у Врубеля чрезвычайно разнообразна. В портрете М. К. Олив (1890) художник ведет лепку и моделировку формы фигуры сложной системой чередующихся, параллельно нанесенных и нередко пересекающихся штрихов. Несколько иным приемом пользуется Врубель при создании портрета Н. И. Забелы-Врубель (1900). Вместо крупных, резких штрихов мягкого графита художник, работая более твердым, остро отточенным карандашом, лепит и моделирует формы тончайшими, короткими и мелкими, легко нанесенными штрихами, то плавно положенными по форме, то перекрещивающимися в различных направлениях и образующими тонкую, сплошную сетку.
Портреты, выполненные карандашом, являются тональными рисунками, в которых художник то раздельными, то перекрещивающимися и набегающими друг на друга штрихами, артистически положенными точно по форме, передает светотеневое решение объемов, добиваясь при этом почти впечатления цвета.
Безупречное видение цвета, тонкий дар блестящего колориста, в сочетании с безукоризненным владением рисунком, позволили Врубелю создать превосходные портреты и в акварельной технике.
Техника живописи акварелью, не позволяющая вносить значительные поправки в процессе работы, требовала от художника большой точности руки, верности глаза, и надо отдать должное Врубелю—его акварельные портреты изумительны по совершенству своего исполнения.
Исключительна по мастерству известная работа «Натурщица в обстановке Ренессанса», исполненная Врубелем в 1883 году. История создания этой акварели такова: Серов и Дервиз предложили Врубелю совместно написать натурщицу в его мастерской. Сам художник писал по этому поводу следующее: «Моя мастерская, а их — натура. Я принял предложение. И вот в промежутках составления эскиза картины и массы соображений и подготовлений (не забудь еще аккуратное посещение Академии и постоянную рисовку с анатомии, и. ты получишь цифры: с 8-и утра и до 8-и вечера, а три раза в неделю до 10, 11 и даже 12 часов с часовым промежутком только для обеда) занялись мы акварелью… Подталкиваемый действительно удачно, прелестно скомпонованным мотивом модели, не стесненный во времени, не прерываемый замечаниями: «зачем у нас здесь так растрепан рисунок», когда в другом уголке только что начал с любовью утопать в созерцании тонкости, разнообразия и гармонии, задетый за живое соревнованием с достойными соперниками (мы трое — единственные, понимающие серьезную акварель в Академии),—я прильнул, если можно так выразиться, к работе; переделывал по десяти раз одно и то же место, и вот, с неделю тому назад, вышел первый живой кусок, который меня привел в восторг; рассматриваю его фокус, и оказывается — просто наивная передача самых подробных живых впечатлений натуры; а детали, о которых я говорил, облегчают только поиски средств передачи. Я считаю, что переживаю момент сильного шага вперед».
В «Натурщице в обстановке Ренессанса» Врубель создал портрет, отличающийся удивительным мастерством композиции, совершенством пластической лепки формы и необычайной красотой колорита. Несмотря на невероятную сложность тонко нюансированных цветовых сочетаний, живопись «Натурщицы» воспринимается в едином гармоничном звучании. В этой акварели Врубель, по очень тонкому наблюдению его первого биографа А. П. Иванова, нашел ключ к собственному пониманию форм и их передаче.
Среди наиболее значительных произведений портретного жанра, выполненных Врубелем в технике масляной живописи, выделяется изумительным мастерством исполнения и великолепно найденным колористическим решением «Испания». Работая над этим полотном, Врубель применил сложную систему построения живописно-красочного слоя, ведя корпусную кладку насыщенных лаком красок стальным мастихином и реже щетинной кистью. Кладка красок велась рельефно выраженным мазком как в световых, так и в теневых частях полотна, почти совершенно скрывавшим мелкое зерно холста.
Техника живописи «Гадалки» — многосеансного портрета с натуры — также отличается сложной системой корпусно положенных мазков красок, причем пастозность этой корпусной кладки почти в одной и той же степени выдержана в световых и теневых частях полотна.
Тонко нюансированная гамма «Гадалки» розовато-лиловых, светло-коричневых и голубоватых тонов, мягко контрастирующих друг с другом, мастерски объединена художником в единое гармоничное звучание. Золотистые переливы тонов, полутонов и их оттенков в обнаженном теле модели удивительно мягко подчеркиваются нежно-голубоватыми светящимися тонами карт, которые держит гадалка в руках.
Несколько иной «акварельной» техникой письма отличается портрет М. И. Арцыбушевой. Своеобразная фактура саржевой ткани с ее четко проступающим косым переплетением нитей и зерном мастерски используется Врубелем в процессе создания живописно-красочной поверхности. Живопись ведется главным образом легко положенными, прозрачными и полупрозрачными, почти лессировочно нанесенными мазками красок, и лишь в завершающих, самых выразительных световых частях художник несколько усиливал характер кладки более плотным мазком.
Не менее выразителен портрет С И. Мамонтова. Здесь очень заметен светотеневой тональный рисунок углем, выполненный Врубелем непосредственно на белой поверхности грунта. Изучая его, видим, какое огромное значение придавал художник светотеневому тональному рисунку с натуры. Рисунок, сделанный углем на холсте, Врубель в дальнейшем (при работе красками) умело использовал, оставляя его в отдельных местах, почти не записывая или же слегка «проходя» по нему цветными лессировками.
Живопись портрета выполнена сложной системой мазков, разнообразных по форме и направлению, фактуре и размерам. Они наносились художником почти лессирующими» прозрачными и полупрозрачными слоями, из-под которых во многих местах четко проступала крупнозернистая, с косым переплетением нитей саржевая ткань холста.
Иначе написан портрет Изабелы Врубель. Живопись выполнена на сильно втягивающем масло гипсовом грунте, краска сильно разжижалась петролем. Благодаря этому поверхность имеет благородный матовый тон. В этом портрете особенно хорошо видна характерная для Врубеля система передачи объемов мазками, подобными граням кристаллов. Мазки красок наносились преимущественно круглой кистью. Реже художник пользовался плоскими кистями. Форма лепится фактурным, четким пр своей форме мазком сразу, почти без повторных прописок. В отдельных частях портрета (узоры «а платье) зерно ткани лишь пролессировано тончайшим слоем краски.
Исключительно своеобразная, полная экспрессии техника, отличное знание материалов, великолепное мастерство рисовальщика, владение строгой, реалистически точной передачей формы, блестящее колористическое дарование являются особенностями творчества Врубеля
Литература
Д.И.Киплик. Техника живописи прежних мастеров
В 1897 году Михаил Врубель написал портрет инженера-путейца, родственника Саввы Мамонтова — К.Д.Арцыбушева. Эта работа вполне ложится в канву эволюции русской психологической портретной живописи конца 19 века.