Кострома. Золотое Кольцо России

Шоссе Ярославль – Кострома идет параллельно Волге, то приближаясь к ней, то отдаляясь. На берегу притока Волги – реки Туношны-расположилось одноименное старинное село – центральная усадьба многоотраслевого совхоза «Туношна» – родина художника И. П. Батюкова, ученика передвижника В. Е. Маковского. Многие полотна Батюкова находятся в Ярославском художественном музее.

Приблизительно на половине пути стоит отклониться от основного маршрута, чтобы посетить поселок Некрасовское (сюда ходит автобус из Ярославля).

Некрасовское, в прошлом Большие Соли, – древнее промышленное поселение на реке Солонице, неподалеку от ее впадения в Волгу. Характер промысла ясен из названия поселения и реки: здесь с древности добывали соль из воды соленых источников. Впервые Большие Соли („Соль Великая”) упоминаются в летописи под 1214 г., когда это важное в экономическом отношении поселение перешло в руки ростовского князя Константина Всеволодовича. В начале XVIII в. запасы соли начали иссякать, и древний промысел сошел на нет.

Большие Соли становятся почти исключительно ремесленным посадом. Ремесла здесь процветали и ранее. Еще в 1619 г. болынесоль- ские плотники рубили в Костроме деревянный Новый город. Славились и местные резчики по дереву. В 1756-1758 гг. здешняя артель под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова выполнила великолепный иконостас для собора Ипатьевского монастыря в Костроме. Уроженцем Больших Солей был талантливый архитектор XVIII в., каменных дел мастер Степан Воротилов, проектировавший кремлевскую колокольню в Рязани и построивший Богоявленский собор и колокольню в Костроме. В своем селе Воротилов построил колокольню церкви Рождества Богородицы (до нашего времени колокольня эта не сохранилась).

Ремесленный характер Больших Солей отразился и на их облике: они больше напоминают пришедший в упадок городок, чем большое село (в XVIII в. на правах посада Большие Соли управлялись ратушей).

В Некрасовском сохранилось шесть памятников каменного зод-чества: церкви Рождества Богородицы (1696-1711 гг.), Воскресенская (1741 г.), Преображенская (1755 г.), Благовещенская (XVIII в.), Покровская (XVIII в.), Успенская (1825 г.).

Древнейшее здание – церковь Рождества Богородицы на правом берегу реки – построено на средства посадского человека Семена Борисова Мельникова. Фасады этой постройки богато декорированы. Внутри сохранились фрески, выполненные в начале XVIII в. ярославской артелью под руководством Федора Игнатьева.

Очень красива и пятиглавая Воскресенская церковь, стоящая на кладбище на правом берегу реки.

Ее архитектурный декор интересен соединением элементов стиля XVII в. с чертами барокко. Особенно хорошо это видно в завершении четверика, где традиционные кокошники уступили место при-чудливым картушам.

В интерьере зимней Успенской . церкви, построенной в стиле позднего классицизма, сохранились росписи местного уроженца художника Е. С. Сорокина.

В XIX в. трое уроженцев Больших Солей – братья Сорокины стали академиками живописи, получив образование в Петербурге в Академии художеств. Старший из них, Евграф, позднее преподавал в Московском училище живописи, Павел стал монументалистом и звание академика получил за росписи московского храма Христа Спасителя. Младший брат, Владимир, работал в технике мозаики.

Уроженцем Больших Солей был и известный певец В. И. Касторский, солист петербургского, а затем Ленинградского Мариинского театра, с успехом выступавший в нашей стране и за рубежом.

Большие Соли навещал по пути в Кострому Н. А. Некрасов. Где-то в окрестностях он поселил одного из своих литературных героев – старого Наума, так определив его местожительство: „вблизи – Бабайский монастырь, село Большие Соли. Недалеко и Кострома” («Горе старого Наума»).

В 1938 г. Большие Соли были переименованы в Некрасовское в честь великого русского поэта. Сейчас это центр большого сель-скохозяйственного района, распо-ложенного по обоим берегам Волги.

Ниже Некрасовского, на левом берегу Солоницы, при впадении ее в Волгу, разместились постройки бывшего Николо-Бабайского монастыря. Этот интересный архитектурный комплекс XVII-XIX вв. нуждается в изучении и реставрации. Сейчас здесь помещается детский санаторий.

На полпути от Малых Солей к Костроме расположено старинное село Левашово, над которым господствует громада Воскресенской церкви (1779 г.), по масштабам не уступающей городским соборам. Это один из поздних памятников костромской архитектурной школы. Он интересен инженерным решением интерьера: центральный купол опирается здесь не на четыре, а на два столпа.

История развития города

О дате основания Костромы, как и многих других русских городов, в сохранившихся источниках сведений нет. Русский историк XVIII в. В. Н. Татищев относил это событие к 1152 г. и связывал с градостроительной деятельностью князя Юрия Владимировича Долгорукого.

Город возник на землях угрофинского племени мерян, и память об этом сохранилась в его названии (Кострома – мерянское слово). На протяжении четырех столетий, до середины XVI в., Кострома оставалась единственной русской крепостью на низменном левом берегу Волги, не раз принимая на себя удары неприятеля. В древности центральная часть города располагалась выше по течению Волги, при впадении в нее реки Сулы, на нынешний холм кремль был перенесен лишь в начале XV в. Город был полностью деревянным, в центре кремля возвышался рубленый Федоровский собор.

Первое упоминание Костромы в летописи относится к 1213 г. и связано с тем, что во время междоусобной войны потомков владимиро-суздальского князя Всеволода Большое Гнездо город был сожжен войсками ростовского князя Константина Всеволодовича.

Источники молчат о судьбе города в тяжелую годину Батыева нашествия, но судя по тому, что неприятель дошел до Галича, лежавшего значительно северо-восточнее, он вряд ли миновал Кострому. Очевидно, город сравни-тельно быстро поднялся после по-грома, потому что уже в 1247 г. он становится центром отдельного княжества, доставшись в удел младшему брату Александра Невского, Василию Ярославичу.

В 1262 г. по всей Северо-Восточной Руси вспыхнуло восстание против ордынских угнетателей, и костромичи приняли в нем участие. Когда к городу пришел карательный отряд, они встретили его v на берегу Святого озера и наголову разгромили. Эта победа надолго осталась в народной памяти и спустя века стала излюбленной темой в костромской живописи.

В течение XIV в. Кострома обладала значением некоего филиала Владимира: в городе совершались княжеские свадьбы, собирались съезды князей.

С середины XIV в. судьба Костромы неразрывно связана с Москвой: уже Иван Калита делал крупные приобретения в костромском уезде , а со времен Дмитрия Ивановича Донского Кострома,как и вся территория великого Ряжения, становится наследственным владением московских князей.

В 1380 г. Костромской полк под командованием боярина Ивана Родионовича Квашни в составе общерусской рати принял участие в битве на Куликовом поле.

В конце XIV – начале XV в. Кострома, очевидно, была хорошо укрепленным городом, так как именно сюда для сбора войск во время нашествия хана Тохтамыша в 1382г. Приехал Дмитрий Донской, а в 1409г. спасаясь от нашествия Едигея – его сын Василий Дмитриевич

В 30-50 –е гг. Этого столетия Кострома нередко оказывалась ареной боевых действий в междоусобной борьбе Москвы и Галича

Во второй половине XV – первой половине XVI в. Кострома играет большую роль как крепость на русско-казанском рубеже. После присоединения Казани к Московскому государству ( 1552г ) . Кострома утрачивает свое военное значение и почти изчезает со страниц летописей

Но это время экономического подъема города, ставшего важным центром на волжском торговом пути. В XVI в. здесь ведется каменное строительство : в начале века сооружается городской Успенский собор (не сохранился ) в 1559-1565 гт. – собор Богоявленского монастыря. В конце XVI – начале XVII в. активное строительство ведется в пригородном Ипатьевском монастыре, которому покровительствовали Борис Годунов и его родственники.

Кострома играла значительную роль в событиях Смутного времени. После гибели Лжедмитрия I сюда была сослана часть свиты Марины Мнишек. В 1609 г. отряды «тушинского вора» и его польских сторонников овладели городом и сделали своим опорным пунктом Ипатьевский монастырь с его каменными стенами, совершая оттуда набеги на окрестности. Костромское ополчение осадило монастырь и взяло его штурмом. Костромичи принимали деятельное участие в организации народных ополчений 1609 и 1612 гг. В 1612 г. нижегородское ополчение останавливалось в Костроме по пути в Ярославль.

XVII в. стал временем расцвета этого волжского города. В середине столетия Кострома по экономическому значению занимала четвертое место среди русских посадов, уступая лишь Москве, Яросла-влю и Казани. Значительную часть населения города составляли ремесленники различных специальностей. На всю страну славились костромское мыло и кожи костромской выделки.

В 1654 г. при пожаре погибла большая часть городской застройки. Через два года эпидемия чумы погубила почти две трети жителей. Экономические тяготы населения, связанные с увеличением налогов из-за затяжной войны с Речью По- сполитой, вызвали в 1660 г. восстание посадских людей и крестьян, которое было жестоко подавлено правительственными войсками.

Ко второй половине XVH столетия Кострома становится значительным центром художественной культуры, хотя и уступающим в этом отношении соседнему Ярославлю. Костромские изографы работали во многих городах государства, нередко приглашались в Москву для выполнения царских заказов. Особой известностью пользовались Гурий Никитин и Сила Савин, по праву считающиеся крупнейшими мастерами монументальной живописи XVII в. С их работами мы уже знакомы по Переел авлю-Залесскому и Ярославлю

На протяжении середины – второй половины столетия в городе ведется монастырское и посадское каменное строительство: возводятся Троицкий собор Ипатьевского монастыря, каменные стены Богоявленского монастыря

церкви Воскресения на Дебре и Троицкая (не сохранилась), церкви на Городище (правый берег Волги) и в слободе Ипатьевского монастыря. Большинство городской застройки, однако, продолжало оставаться деревянной до второй половины XVIII в.

Как и для многих городов центральной России, связанных с Москвой и с северным и волжским торговыми путями, перенос столицы в Петербург послужил для Костромы причиной экономического упадка в начале XVIII в.

Лишь в середине века в городе возникает крупная полотняная фабрика Углечаниновых, в конце столетия здесь действуют пять суконных фабрик.

В 1773 г. очередной пожар испепелил деревянную Кострому.Это событие послужило толчком для разработки нового плана застройки города, до тех пор сохранявшего характерные черты «нерегулярной» средневековой планировки. «Прожект» плана был составлен в 1775 г., по вплоть до 1781 г. дорабатывался и уточнялся. Воплощению плана в жизнь во многом способствовало объявление Костромы в 1778 г. центром губернии.

В результате реализации проекта Кострома получила веерную планировку, центром которой явля-ется торговая площадь многоугольной формы. Застройка городского центра заняла несколько десятилетий. В процессе ее осуществления были срыты городские валы, засыпаны рвы, устроены бульвары.

С середины XIX в. Кострома превращается в крупный промышленный центр. В 1851 г. на берегу реки Запрудни московскими льно- торговцами Зотовым, Михиным и Кашиным строятся прядильная и ткацкая фабрики. В 1887 г. заканчивается строительство железнодо: рожной ветки Нерехта – Кострома, которая обеспечивает городу более тесную связь со всероссийским рынком.

Памятные места и музеи

С ростом рабочего населения города в Костроме усиливаются революционные настроения. Здесь возникают народовольческие кружки, созданные сосланными в Кострому известными революционерами П. Г. Заичневским и М. В. Сабунаевым. В Костроме отбывал ссылку крупный русский экономист В. В. Берви-Флеровский, чьи труды высоко оценивались К. Марксом и В. И. Лениным.

В январе 1873 г. рабочие Михинской фабрики устроили первую в истории города стачку.

В 1891 г. в Костроме возникает первый социал-демократический кружок, руководимый В. В. Буяновым. В начале XX в. городские социал-демократические кружки слились в единую организацию, вошедшую в „Северный рабочий союз“. В 1903 г. социал-демократы руководили крупной забастовкой на Михинской фабрике.

Кострома сыграла видную роль в революции 1905-1907 гг. Летом 1905 г. здесь был создан один из первых городских Советов (Совет депутатов-стачечников), руководимый большевиком С. В. Малышевым; издавалась нелегальная газета „Северный рабочий”. Местом заседаний костромского Совета служил двухэтажный дом с эркером на улице Симановского (№ 70, ныне клуб „Красный ткач“).

Первая русская революция наряду с органами рабочего самоуправления – Советами создала и орган для их защиты, зародыш бу-дущей Красной гвардии – боевые рабочие дружины. Костромская дружина была одной из самых крупных – в ней насчитывалось 300 боевиков. Штаб дружины в 1905 г. находился в доме № 16 по Галичской улице.

Во время первой мировой войны, в июне 1915 г., костромские рабочие организовали стачку с политическими требованиями. 5 июня демонстрация рабочих была встречена огнем войск: четверо демонстрантов было убито, десятки ранены. В память события площадь, где это произошло, после Великой Октябрьской социалистической революции была переименована в площадь Борьбы, а на месте расстрела установлен обелиск, в 1959 г. замененный памятником (скульптор Е. Полякова).

В начале марта 1917 г., после получения известий о восстании в Петрограде, в Костроме создаются Советы рабочих и солдатских депу-татов. Председателем Костромского Совета рабочих стал большевик С. С. Данилов. На сторону большевиков перешли и солдаты городского гарнизона. 29 октября 1917 г. на объединенном заседании революционных организаций всю полноту власти решено было передать Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Многие улицы и здания Костромы являются свидетелями революционных событий.

В доме 23 по Советской улице до революции располагалось Общественное собрание. В июне 1905 г. костромские большевики воспользовались лекцией из-вестного писателя-этнографа

В.Г. Тана-Богораза для легальной пропаганды. С помощью рабочих и студентов, получивших бесплатные билеты на лекцию, клуб стал на один вечер трибуной критики царящих в России порядков.

На улице Дзержинского, в доме № 9 (ныне 1-я городская поликлиника), когда-то размещалась резиденция губернатора. После Февральской революции и ареста последнего губернатора здание стало называться Домом народа. Здесь разместились Советы рабочих и крестьянских депутатов, Центральный совет профсоюзов и горком РСДРП (б). В этом здании и была провозглашена Советская власть в Костроме.

Во флигеле рядом с домом с июня 1917 г. находилась типогра-фия и редакция большевистской газеты «Северный рабочий», которая начала выходить после десяти-летнего перерыва.

На Советской площади, между улицей Ленина и проспектом Мира, стоит трехэтажное здание, где до революции помещалась го-стиница «Россия». В первые годы Советской власти здесь находились костромской губернский и городской комитеты партии, поэтому дом получил название Дома коммунистов.

С историей революционного движения в Костроме связано немало славных имен. В 1904 г. для руководства местным комитетом РСДРП приехал видный деятель Коммунистической партии, верный соратник Ленина Я. М. Свердлов. Жил он в доме Королева (ул. Со-ветская, 39). В 1965 г. в сквере в конце Советской улицы был воздвигнут памятник пламенному революционеру.

Тесно связана с Костромой деятельность А. М. Стопани, органи-затора марксистских кружков здесь и в соседнем Ярославле, руководителя местного комитета РСДРП, участника II и V съездов партии. Живя в Костроме,

А.М. Стопани служил в губернской земской управе. Служащим управы был и другой видный деятель нашей партии и государства, М. С. Кедров, руководивший в 1905 г. в Костроме боевой дружиной. В 1905-1907 гг. здание управы фактически было центром подпольной работы революционеров.

Депутат IV Государственной думы, рабочий-большевик, твердый ленинец Н. Р. Шагов родился в Костромской губернии. За выступление в Государственной думе в 1914г. против войны он вместе с другими депутатами большевистской думской фракции был сослан в Сибирь. Февральская революция застала его уже безнадежно больным. Он умер в Костроме от туберкулеза в 1918 г. Его именем названа одна из костромских улиц.

Современная Кострома – крупный город, центр большой сельско-хозяйственной области. До революции это был преимущественно текстильный город. Предприятия текстильной промышленности и сейчас играют ведущую роль в го-родской экономике. Продукция льнокомбинатов им. В. И. Ленина и им. И. Д. Зворыкина известна в нашей стране и за рубежом.

Кострома стала крупным центром машиностроения. Экскаваторы, изготовляемые заводом „Рабочий металлист”, принимали участие в важнейшей стройке восьмой и девятой пятилеток – возведении ВАЗ в Тольятти. Завод „Моторде- таль“ является одним из крупнейших поставщиков деталей и запчастей для автозаводов страны. Широкую известность у нас и за рубежом получила продукция завода „Текстильмаш” и „Строммашина“.

За последние годы Кострома стала одним из важных центров социалистической энергетики. Костромская ГРЭС, расположенная близ поселка Волгореченск, является одной из крупнейших теплоэлектростанций страны.

Сегодняшняя Кострома – крупный культурный центр. Сотни студентов обучаются в технологическом и педагогическом институтах города. Третий костромской вуз, сельскохозяйственный, расположен неподалеку от города, в поселке Караваево. Совхоз „Караваево”, родина знаменитой костромской молочной породы коров, выведенной под руководством С. И. Штеймана, с 1958 г. служит учебно-опытным хозяйством института.

За успехи в хозяйственном и культурном строительстве, заслуги в революционном движении и в связи с 825-летием Кострома в 1977 г. была награждена орденом Октябрьской Революции.

Среди монументов, украшающих улицы и площади города, два памятника отличаются необычной судьбой. Один их них – памятник В. И. Ленину, стоящий в Парке культуры и отдыха им.В.И. Ленина (1927 г.). Постаментом для него послужило основание па-мятника 300-летию дома Романовых, который начали сооружать в 1913 г., но к 1917 г. так и не завершили. Предназначавшийся для памятника ненавистному царскому режиму постамент был использован трудящимися для возведения одного из первых в нашей стране памятников вождю мирового пролетариата.

Первый памятник Сусанину, русскому патриоту-костромичу, был сооружен в 1851 г. по проекту известного скульптора В. И. Демут- Малиновского. Он представлял собой высокий столп, увенчанный бюстом юного царя Михаила Романова, с коленопреклоненной фигурой Сусанина внизу. Униженная поза патриота была оскорбительна для народа. После установления Советской власти памятник был уничтожен. В 1967 г. в сквере на Молочной горе был сооружен новый памятник Ивану Сусанину (скульптор А. Лавинский).

В годы Великой Отечественной войны тысячи костромичей ушли на фронт, сотни их сражались добровольцами в составе 234-й Ярославской Коммунистической дивизии (до 1944 г. Кострома была районным центром Ярославской области). 29 костромичам было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Уроженец костромского края, Главный маршал авиации А. А. Новиков, командовавший в годы войны военно-воздушными силами ряда фронтов, был дважды удостоен этой высокой награды. На родине героя был установлен бронзовый бюст (скульптор Е. Вучетич).

На кладбище в конце проспекта Мира сооружен памятник костромичам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Ежегодно 9 мая, в День Победы советского народа над фашистской Германией, тысячи жителей приходят сюда, чтобы почтить память погибших.

Немало ярких страниц вписала Кострома в историю русской культуры. Здесь родился Ф. Г. Волков, основатель русского театра, пере-ехавший в 1735 г. в Ярославль, но навещавший Кострому и позднее.

В середине прошлого века в Костроме служил писатель А. Ф. Писемский. В Кострому нередко наезжали Н. А. Некрасов и А.Н. Островский, останавливавшиеся в гостинице „Россия”. Особенно тесно был связан с Костромой А. Н. Островский, владевший в здешних местах усадьбой Щелы- ково (ныне там располагается литературно-мемориальный музей великого драматурга).

Именем Островского назван в Костроме областной драматический театр. На бульваре напротив театра в 1967 г. установлен памятник А. Н. Островскому, перевезенный из Щелыкова (скульптор Н. Е. Саркисов). Здесь, в Щелы- кове, снимался фильм по сказке Островского „Снегурочка”. Сооруженная кинематографистами сказочная „Берендеевка” была затем перевезена в Кострому и размещена в Парке им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции на радость детям и взрослым.

Осматривая город, необходимо познакомиться с коллекциями Костромского художественного музея. Он располагается на проспекте Мира в доме № 5. Здание построено в 1913 г. в так называемом „русском” стиле с неумеренным использованием элементов архитектуры XVII в. В светлых залах музея и его запасниках хранится около четырех тысяч экспонатов. Музей располагает коллекцией икон XVI-XVIII вв., работами русских художников XVIII в. Особенно интересен раздел живописи конца XIX – начала XX в.: здесь имеются полотна К. А. Коровина, Б. М. Кустодиева, М. В. Нестерова, Н. К. Рериха, А. Я. Головина. Богато представлена советская живопись: работами К. Ф. Богаевского, П. П. Кончаловского, В. Е. Татлина, Р. Р. Фалька, уникальный характер имеет собрание полотен самобытного костромского художника Е. В. Честнякова.

Архитектурные памятники

Включение Костромы в туристский маршрут „Золотое кольцо» объясняется богатой историей этого древнего города и, конечно же, бесценными страницами его „каменной летописи».

Ипатьевский монастырь. Крупнейший древнерусский архитектурный ансамбль Костромы — бывший загородный Ипатьевский монастырь — живописно расположен на низком берегу реки Костромы. Монастырь возник, очевидно, в конце XIII в., но до XV столетия известия о нем отсутствуют. Впервые он упомянут на страницах летописей под 1435 г. как место заключения мира между московским князем Василием Темным и галиц-ким князем Василием Косым, враждовавшими между собой.

Возвышение обители относится к концу XVI в., когда к власти пришли Годуновы (по преданию, потомки основателя монастыря). Ипатьевский монастырь получает разнообразные вклады от Бориса Годунова, его дяди Д. И. Годунова -известного коллекционера и мецената своего времени, царицы Ирины Федоровны.

За стенами монастыря находились большие ценности, в том числе и культурные. По описи 1595 г. в монастырской библиотеке значилось 149 книг-цифра по тому времени весьма значительная. Среди них такие редкости, как Ипатьевская летопись (названа так по месту хранения) — одна из древнейших русских летописей, Холмогорская летопись XVI в., роскошные лицевые (т. е. с миниатк>рами —
„лицами») Евангелие и Псалтырь, изготовленные по заказу Д. И. Годунова.

В 1613 г. за крепкими монастырскими стенами укрывался от польско-литовских отрядов молодой Михаил Романов. Здесь его застала весть об избрании на царство, и обитель на короткое время превратилась в царскую резиденцию. Так Ипатьевский монастырь стал фамильной святыней и для династии Романовых, что обеспечило ему дальнейшее процветание.

Ансамбль Ипатьевского монастыря в основных чертах складывался в конце XVI-XVII в. и подвергался значительным переделкам в течение XVIII-XIX столетий. К числу древнейших построек этого архитектурного комплекса относятся стены восточной части монастыря (так называемый Старый город), возведенные в 1586-1590 гг. в форме неправильного пятиугольника (свыше 500 метров по периметру).

В 1642-1643 гг. была обнесена каменной стеной почти квадратная территория к западу от монастыря (Новый город). Над западными воротами новой стены вознеслась мощная башня, увенчанная шатром из зеленой черепицы. Отсюда и название ее Зеленая башня. Старые стены были надстроены.

В XIX в. на восточной стене, симметрично Зеленой башне, на месте церкви XVII в. по проекту архитектора К. А. Тона была сооружена шатровая церковь Хри-санфа и Дарьи (1841-1863 гг.) в господствовавшем тогда русско-византийском стиле.

Жилые и хозяйственные постройки монастыря, возведенные в конце XVI — начале XVII в., сохранились лишь на уровне первого этажа (возможно, первоначально верхние этажи были деревянными). Вдоль восточной стены протянулся Архиерейский корпус (назван по архиерейскому дому, располагавшемуся здесь с 1770-х гг.). Второй и третий этажи его надстроены во второй половине XVII    в., о чем красноречиво свидетельствуют наличники с балясинками сложного рисунка и завершением в виде кокошников, характерные для этого времени.

Братский корпус построен „глаголем» (в форме буквы ,,Г“) вдоль северной и западной стен. Северная часть его надстроена в 1758-1759 гг. Западная часть корпуса известна под названием „па-наты бояр Романовых». Нынешний вид они приобрели после посещения монастыря Александром II, когда палаты были перестроены по проекту архитектора Ф Рихтера (1863 г.) с целью придать им облик „царских чертогов» (резиденции Михаила Романова). Для этого было построено крыльцо в духе архитектуры XVII в. (как она понималась во второй половине XIX в.), фасад получил пеструю раскраску „в шахмат», переделывались и интерьеры.

К югу от „чертогов» хорошо сохранился корпус „над погребами» (верхний этаж — конца XVII -начала XVIII в.). У южной стены, частично примыкая к ней, стоит корпус, где в XVII в. находились поварня, квасоварня и хлебня (пекарня), а в XIX в. — свечной завод. На территории Нового города, у северной его стены, стоит каменный дом (1721 г.) — редкий памятник гражданской архитектуры Петровской эпохи.

Зданиям, неоднократно перестраивавшимся в XIX в., в результате больших реставрационных работ 1960-х гг. был возвращен древний облик, который они имели в XVIII    в.

Архитектурным центром Ипатьевского монастыря служит пятиглавый Троицкий собор с золотыми куполами. Первое здание на этом месте было возведено в 1590 г. От него сохранились трое медных врат, исполненных по заказу Д. И. Годунова. Створы врат покрыты росписью в технике огневого золочения, сюжеты которой повторяют сюжеты золоченых врат московского Благовещенского собора. На южных дверях помещены изображения античных философов.

В 1649 г. годуновский собор рухнул от взрыва хранившегося в его подклетах пороха. В 1650-1652 гг. было возведено существующее ныне здание. Троицкий храм — типичный монастырский собор XVII в., четырехстолп-ный, пятиглавый, на высоком под-клете, с закрытой галереей с трех сторон.

Внутри храм и галереи расписаны фресками. Стенопись выполнена в 1685 г. артелью под руководством костромичей Гурия Никитина и Силы Савина. Имена художников написаны в клейме-медальоне на северной стене собора.

Резной многоярусный золоченый иконостас великолепной работы выполнен в 1756-1758 гг. артелью болыпесольских резчиков. В иконостасе сохранились иконы

XVII    и XVIII вв. В целом интерьер Троицкого собора оставляет ощущение виртуозно достигнутого единства архитектуры, живописи и прикладного искусства.

К западу от собора в 1603-1605 гг. на средства Д. И. Годунова была построена стенообразная звонница, увенчанная первоначально тремя шатрами. Когда в 1647 г. московским мастером Данилой Матвеевым был отлит колокол весом в 600 пудов, для него была возведена особая колокольня (в старой звоннице он не мог разместиться из-за веса) — квадратная в плане башня, пристроенная с севера к основному объему звонницы. Из 19 колоколов, висевших на башне в XVII в., в 1700 г. часть была перелита на пушки по указу Петра I.

В палатах Ипатьевского монастыря расположилась экспозиция Костромского историко-архитектурного музея-заповедника. Здесь размещены экспозиции по истории дореволюционного прошлого края, по истории советского общества, отделы природы (с богатейшей коллекцией насекомых разных стран), декоративноприкладного и народного искусства и промыслов.

Рядом с монастырем, в принадлежащей ему некогда слободе, стоит церковь Иоанна Богослова, сооруженная в 1681-1687 гг. Это типичный памятник верхневолжского зодчества второй половины XVII в., пятиглавый, с высокой шатровой колокольней, украшенный многоцветными изразцами и наличниками с трехзубыми кокошниками. Внутри церковь расписана в 1735 г. костромскими мастерами во главе с
Федором Логиновым. В иконостасе церкви, выполненном в XIX столетии, сохранились иконы конца

XV-XVIIIвв.,    в том числе подписные работы костромских мастеров Ивана Липина и Никиты Вощи-нина.

В 2-3 километрах к западу от монастыря, в деревне Некрасово, куда ходит городской автобус, на берегу озера стоит в окружении раскидистых деревьев маленькая каменная шатровая часовня — памятник победы над ордынскими завоевателями, одержанной здесь в 1262 г. Судя по архитектуре, часовня возведена в 20-30-хгг.

XVIII в. на месте более древней деревянной. Внутри часовни сохранились современные ей фрески, посвященные местной легенде о событиях XIII в. и битве на Святом озере.

На волжском берегу рядом с монастырем на территории его Нового города расположен под открытым небом Музей деревянного зодчества — один из богатейших в СССР, где собраны памятники народной архитектуры

XVI-XIXвв.    со всех концов области, издавна славной мастерством своих плотников. Здесь можно увидеть такие шедевры народного творчества, как церковь Собора богородицы из села Холм, построенную в 1552 г., видимо, в честь взятия Казани. По преданию, эта восьмигранная („кругл ая“, по определению древнерусских мастеров) постройка, увенчанная тесным пя-тиглавием на постаменте из „бочек» и окруженная галереей-гульбищем, срублена братьями-плотни-ками Карпом и Папилой. XVI столетием (но с перестройками в

XVIII    в.) датируется и небольшая Ильинская церковь из Верхних Березников с росписями XVIII в. в интерьере.

На территории Нового города высоко взметнула свои кровли Спасо-Преображенская церковь из села Вежи, с родины некрасовского деда Мазая. До перенесения в музей церковь стояла на низком, затопляемом весной лугу, поэтому безвестные зодчие, срубившие ее в 1628 г., возвели постройку на сваях. Храм относится к древнейшему типу деревянных церквей. Это „клетская“ постройка из трех срубов, подобных избам (только алтарь в плане не прямоугольный, а шестигранный). Но строители, возведя почти невероятной крутизны кровлю, сделали эту постройку очень нарядной и оригинальной.

На волжском берегу стоит целый ряд и более поздних построек: клетская церковь из села Фомин-ское (1721 г.) с высокой шатровой колокольней и красивым, на две стороны крыльцом с запада; крошечная избушка — часовня из села Юркино (XIX в.); стройная восьмигранная часовня XVIII в. из села Большое Токарево.

Большую группу экспонатов составляют жилые и хозяйственные постройки XIX в. Здесь можно увидеть ветряные мельницы из Малого Токарева — когда-то неотъемлемую часть деревенского пейзажа; водяную мельницу из деревни Нюрог, житницу из деревни Мухино, овин из деревни Пустынь, избушки „на курьих ножках“ -свайные баньки из деревни Жарки. Замечательным памятником жилой крестьянской архитектуры является дом Ершова из деревни Портюг. Сооруженный в 1860-х гг., по размеру и планировке он схож с огромными северными избами. Внутри дома Ершова воссоздана обстановка крестьянского быта прошлого века.

Памятники зодчества на посаде. В самой Костроме сохранилось мало памятников древнерусского зодчества. Почти полное их отсутствие бросается в глаза уже при первом взгляде на панораму города.

Древнейшая постройка Костромы — собор бывшего Богоявленского монастыря (ул. Си-мановского), построенный по указу Ивана Грозного в 1559-1565 гг.

Это высокое пятиглавое здание на подклете, первоначально имевшее покрытие по килевидным закомарам. Облик храма сильно искажен пристройками второй половины XIX    в., но и сейчас памятник производит внушительное впечатление ясностью и четкостью форм.

Строительные работы велись в монастыре и в середине XVII в.: возводятся ограда (1642-1648 гг.), от которой сохранилась угловая башня, превращенная в XIX в. в колокольню, и кельи, фасад которых переделан в 1863-1864 гг.

На другом конце города на Нижней Дебре, где в древности, судя по названию, была лесная чаща — „дебрь“, сохранился великолепный памятник не только костромского, но и русского в целом зодчества XVII в. — церковь Воскресения на Дебре. Построена она в 1652 г. на средства купца Исакова. По силуэту церковь напоминает возведенный тогда же Троицкий собор Ипатьевского монастыря, но ее архитектурный декор несравненно богаче.

Куб основного объема храма завершается рельефными, сильно профилированными полукружиями закомар, помещенными над карнизом из „городков“ и нишек. Плоские лопатки заменены сдвоенными, а на углах — строенными полуколонками; окна обрамлены наличниками, типичными для московского зодчества этого времени. Особенно богато украшено шатровое западное крыльцо. Здесь в нишках-кессонах помещены резные белокаменные вставки с изображениями животных, птиц, с орнаментальными мотивами. Открытая галерея (сейчас застеклена) опирается на грушевидные столбы-„кубышки“.

От фресок середины XVII в. в интерьере церкви до нашего времени дошли лишь фрагменты. Лучше сохранились росписи в северо-восточном Трехсвятительском приделе, выполненные, видимо, в 1670 г. Здесь же стоит золоченый иконостас — великолепный образец плоскостной резьбы второй половины XVII в.

В интерьере основной церкви в особом месте хранится драгоценный памятник русской живописи XIII в. — икона Федоровской богоматери. Если лицевая сторона иконы полностью переписана в XVII    в., то на ее обороте великолепно сохранилось изображение Параскевы Пятницы, раскрытое реставраторами под руководством И. Э. Грабаря в 1919 г.

На противоположном берегу Волги сохранились два памятника древнерусской архитектуры: Ильинская (1683 г.) и Преображения (1685 г.) церкви. Но эти скромные постройки не могут идти ни в какое сравнение с великолепием Воскресенского храма.

При всей значительности памятников древнерусского зодчества Костромы и ее ближайших окрестностей этот город по праву известен в первую очередь как заповедник архитектуры русского классицизма конца XVIII и первой половины XIX столетия. Кострома исключительно хорошо сохранила регулярную планировку 1784 г.

Памятники классицизма. Особой целостностью отличается застройка общественного центра города, в пределах площадей Революции и Советской, улиц Молочная гора и Чайковского (включая парк культуры). Здания этого ансамбля охватывают почти все периоды развития русского классицизма (с 1787 г. по 1830-е гг.). Строительство последовательно осуществляли архитекторы С. Воротилов, Н. Метлин и П. Фурсов. Ансамбль городского центра ориентирован на спуск к Волге, город открыт на Волжский въезд, откуда в XVIII в. начиналась зимняя дорога в Москву и Ярославль.

Уникальной особенностью Костромы является сохранность торгового центра XVIII в. Основу его составляют квадраты Больших мучных (между ул. Островского и просп. Текстильщиков) и Красных (на противоположной стороне площади) рядов. Эти здания построены по проекту владимирского губернского архитектора К. Клера зодчим С. Воротиловым, значительно переработавшим проект. Большие мучные ряды были закончены к 1793 г. Работу над Красными рядами после смерти Степана Воротилова продолжили его сын Петр и брат Ефрем (окончены к 1800 г.).

Ансамбль Красных рядов включил в себя и более древнюю постройку — пятиглавую церковь Спаса в Рядах первой половины XVIII    в., для которой по проекту С. Воротилова над южным портиком торговых помещений была возведена башнеобразная колокольня со шпилем, придавшая всему комплексу особую выразительность.

В 1820-30-хгг. дворовый ансамбль Красных рядов получил существенное дополнение. Внутри квадрата торговых помещений, возведенного Воротиловыми, губернский архитектор П. Фурсов, ученик В. Стасова, построил для розничной торговли корпуса Мелочных рядов с тосканской колоннадой.

Южную сторону Советской площади замыкают Масляные ряды, построенные в 1808 г., очевидно, Н. Метлиным по проекту Л. Руска. Рядом с ними, образуя вместе с колоннадой Красных рядов улицу, вытянулось здание Табачных (Овощных) рядов, построенное в 1820-х гг. по проекту В. Стасова, по-видимому, Фурсовым. Фасад постройки решен в виде дорической колоннады, расчлененной простенками с арками входов.

К югу от Красных рядов расположились Пряничные ряды с арками, опирающимися на столбы-пилоны. Ансамбль Торговой площади дополняют Рыбные ряды с перпендикулярными им Торговыми корпусами, Малые мучные и Квасные ряды.

Органическое целое с Торговой площадью составляет в Костроме административный центр. С Большими мучными рядами соседствуют здания пожарной каланчи (1823-1826 гг.) и гауптвахты (1824-1825 гг.). Они возведены П. Фурсовым. Костромская каланча — одна из ранних построек такого рода и одна из немногих сохранившихся. Здание решено в виде античного храма с фронтоном над шестиколонным портиком, увенчанным высоким смотровым столбом. Вертикаль каланчи играет исключительно важную организующую роль в невысокой застройке городского центра.

Рядом с каланчой стоит гауптвахта — небольшая постройка с шестиколонным портиком дорического стиля. Благодаря умело найденным пропорциям и контрасту колоннады с плоскостью стен здание выглядит достаточно монументально.

Между проспектом Мира и улицей Шагова на площадь выходит одна из последних построек Фурсова — бывший дом генерала Борщова (1830-е гг.). Этот особняк дворцового типа с мощной колоннадой, увенчанной коринфскими капителями, хорошо вписался в ансамбль площади.
Напротив северного фасада Красных рядов, между улицами Свердлова и Советской, расположилось здание Присутственных мест, построенное в 1806-1809 гг. предшественником Фурсова, губернским архитектором Н. Метли-ным. Наиболее выразительная часть Присутственных мест — четырехколонный портик главного входа. Пары колонн поставлены на высокие постаменты с арками для прохода.

Рядом с торговым и административным центрами расположен парк культуры и отдыха, на месте которого некогда возвышались сооружения костромского кремля.

До настоящего времени сохранились лишь два корпуса соборного дома, постройку которых начал С. Воротилов, а закончили в 1795-1796 гг. П. и Е. Воротиловы. Это типичные здания конца.

XVIII    в., выстроенные в стиле раннего классицизма, с рустованными цоколями и плоскими пилястрами, членящими фасад.

На берегу Волги стоит беседка, носящая название „беседка Островского» (начало Х1Хв.). Драматург, бывая в Костроме, любил сидеть здесь, обозревая окрестности. Эта изящная круглая постройка на восьми ионических колоннах очень напоминает беседку на набережной в Ярославле.

Помимо уникального ансамбля административного и торгового центра, в Костроме сохранилось большое число памятников архитектуры русского классицизма первой половины XIX в. Среди них такие замечательные, как дом Дворянского собрания (ныне Дворец пионеров, просп. Мира, 7), дом Мичуриной (сейчас здесь культурно-просветительное училище, просп. Мира, 11), дом Со-лодовниковых (просп. Мира, 13), дом Борщова и многие другие здания.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *