Костромская изба

 

 

Старинная русская деревянная изба из альбома Чернецова.

АРХИТЕКТУРА КОСТРОМСКОЙ ГУБЕРНИИ

В. Даль

ИЗБАВ альбоме г. Черенцова мы нашли интересный образчик богатой костромской избы. Внешний вид этого строения, пополненный нами детальными чертежами с других зданий, представляет изображение чуть ли не единственно сохранившегося частного дома с такими старинными архитектурными приёмами, как например большая крыша с плоскими отливами и покрытое бочкою крылечко в роде того, какое можно видеть на рисунке коломенского дворца царя Алексея Михайловича.

Частные дома старинной Руси, от простой избы и до богатых хоромов, представляли в сущности одну ступень развития архитектурного типа; — это были два или несколько поставленных в ряд срубов, соединённых сенями и крыльцом, или переходами. Сени, хотя по смыслу самого слова означают собственно навес, однако вообще были не только кругом закрыты, но во дворцах, кажется, даже устраивались тёплые. Сени представляли собой комнату, устроенную между двух срубов, соединённых по средствам двух стен. Крыльца, переходы и паперти были низенькие, наружные пристройки, служившие для входа и для соединения более удалённых одна от другой частей дома.

Этот тип жилого строения и до нашего времени сохранился в избах Костромской, Нижегородской, Владимирской и других губерниях. В этих местностях оба сруба избы, -задний и передний, -которые бывают даже двух-этажные, соединяются сенями. В сенях устраиваются чуланы, служащие в летнюю пору спальнями. При царях в сенях давались и парадные обеды, в наше же время в них устраиваются внутренние лестницы, особенно во Владимирской губернии. Внутри избы стены представляют гладко-выстроганные брёвна; вдоль стен уставлены скамьи; в красном углу* — киот; у печи иногда бывает перегородка, и около дверей — рундук.

Устройство наружного крыльца и всхода во второй этаж сохранилось в обычаях населения преимущественно Костромской губернии и Нижегородского заволжья.

Наружные украшения избы в том виде, как они изображены на прилагаемом чертеже, с каждым днём выходят всё более и более из употребления и уступают место богатой «корабельной резьбе». Последняя представляет весьма оригинальное подражание орнаменту итальянскому и римскому, с своеобразными изменениями и прибавлениями. Это резное искусство развилось на волжском судостроении. Нынче, когда прежние разукрашенные расшивы, мокшаны и коноводки вытесняются постепенно пароходами и баржами, и корабельные резчики стали работать по деревням; ставни, наличники, карнизы и подкрылки к избам они вырезают с большим вкусом: богатые же гребни с тычками, обсаженные коньками, как они изображены на нашем рисунке, теперь, кажется, более не делаются, потому что, как говорят, одно время они служили условным знаком раскольничьих молелен, и потому подавали повод к неприятным столкновениям с полицией.

Кто пожелает ближе ознакомиться с этим предметом, тому мы смело рекомендуем разбор коломенских дворцов в замечательном во всех отношениях труде г. Забелина о быте русских царей и цариц.

 

* Красный угол, как самое важное и почётное место располагается в дальнем от входа самом светлом и просторном углу русской избы.

 

Источник: Художественно-технический журнал «Зодчий» №3 (за 1872 г.)

Историческая справка: в 1838 году братья Григорий и Никанор Чернецовы предприняли уникальное творческое путешествие по Волге от Рыбинска до Астрахани. На своём пути художники запечатлели архитектурные достопримечательности в виде множества интересных иллюстраций.

Художники Братья Чернецовы

по костромским избам: Изба Скобелкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.