Фотограф Витас Луцкус (1943-1987)

Милиция Тбилиси распивала с ним вино. Воры из Одессы приезжали посмотреть на этого человека. Из глубинки Башкортостана ему присылали мёд. Католикос всех армян встречал его роскошным ужином. Дома он держал живого льва.

Литовский фотограф Витас Луцкус

Много работал и много пил. Вереница людей доверяла ему, восхищалась им, подражала его манерам и пересказывала его увлекательные истории.

Его великолепный и экстравагантный дом слыл самым ярким центром культурной богемы тех времён. Фотограф и его прекрасная жена принимали у себя знаменитых художников со всего Советского Союза. Беседы об искусстве и жизни здесь тянулись дольше, чем день-два. Но фотография поглотила его по-настоящему. Фотограф Витас Луцкус жил в обществе, которое официально его не принимало. Неистовость, безграничная индивидуальность и экстраординарные документальные фотографии выдавали в Луцкусе художника, который отказался приспосабливаться к условиям, так называемой «нормальной» жизни. Он не искал успеха в рамках системы.

Литовский фотограф Витас Луцкус

Более 20 лет прошло. Но Луцкус всё ещё «запрещённый» фотохудожник, даже в своей родной, уже независимой стране. Его достижения и инновации по-прежнему известны лишь тесному кругу интеллектуалов, как это было в советские времена при жизни фотографа.

Литовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас Луцкус

Литовский фотограф Витас Луцкус
Гора с Марксом, Энгельсом и Лениным — Башкирия, река Белая

Литовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас Луцкус

Литовский фотограф Витас Луцкус

Тбилиси, 1981

Литовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас Луцкус

Литовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас Луцкус

«Мы просто жили», – вспоминает вдова фотографа. «Мы творили. Жили. Мы были счастливы. Только теперь я понимаю, что это была история». «Он обладал уникальной способностью вдохновлять и мотивировать, умел влиять на других людей. Мог работать по несколько дней подряд почти без сна и выпивки». Они встретились в больнице, когда она готовилась стать медсестрой. Ей было 18, а ему 24. Их первый совместный дом скорее можно назвать фотолабораторией, в которой стояла раскладушка. Жена Таня стала его музой и творческим партнёром, и моделью, и сопродюсером. Они зарабатывали, создавая рекламные плакаты, которые владельцы магазинов развешивали над полупустыми прилавками магазинов.

Литовский фотограф Витас Луцкус
Автопортрет с Таней

Луцкус обладал безграничным творческим потенциалом и способностью вдохновлять богемное сообщество, в котором вращался. Его считают родоначальником концептуальной фотографии в Литве. Но Витас Луцкус навсегда сохранил преданность репортажной съёмке, с которой начинал карьеру, умело объединяя два совершенно противоположных направления: чистый документализм и храбрый вымысел. Витас Луцкус называл себя «дворняжкой». Кадры он наполнял информацией и эмоциями. Часто снимал людей с раздражающе близкого расстояния, нажимал на спуск затвора в момент, когда человек начинал хохотать или вздымал руки в движении. С 1960-х до середины 1980-х годов он путешествовал по всем советским республикам, фотографировал крестьян, артистов, случайных прохожих, полицейских, городских детей. Он работал с одержимостью, фотокамера всегда висела у него на шее. Фотограф никогда не занимался политикой, но его работа не принималась цензурой. За ним часто следили информаторы и полицейские. 16 марта 1987 года неизвестный человек, предположительно агент КГБ, посетил квартиру семьи Луцкус в Вильнюсе. Витаса возмутили вопросы этого человека, согласно отчёту, он нанёс ему смертельный удар, после чего сам выбросился с балкона. Жена нашла его в снегу. Она продолжала снимать ещё в течение нескольких лет, но в Литве никогда не чувствовала себя в безопасности. В 1991 году переехала в Соединённые Штаты, забрав с собой дочь Катрину, чемодан с фотографиями и дневниками Витаса и 50 долларов. Там она вышла замуж. 64-летняя Таня Альдаг в настоящее время работает в доме для престарелых на своём ранчо в пригороде Мэриленд, где хранит тысячи чёрно-белых снимков, наполненных советской Литвой.

Литовский фотограф Витас Луцкус
Таня Альдаг

Литовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас ЛуцкусЛитовский фотограф Витас Луцкус

Один комментарий к “0

  1. kak Vam ne sdiidno ?? Ubitiiy Vitasom ne biil KGB rabotnikom! on biil evo drugom. on prosto prishol v gosti, sidel za stolom i sprosil vopros pro liubov, muzhskuyu liubov. Luckus poshol v kuchniu, vzial nozh, podoshol k etomu cheloveku i ubil evo.. kogda priechala skoraya i sprosila, kto ubiyca, Luckus viipriignul s balkona. Stiidites!!! u ubitovo biil malenkiy siinochek, kak emu etu griaznuyu lozh chitat?a Luckus biil talantliv, no zhestok. ubil svoyu sobaku, potom svoevo lva, a potom cheloveka. ni za shto!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.