Пребудь на месте сем, и спасешься

Икона Божией Матери, известная под таким наименованием, явилась в 1350 году святому Авраамию, галичскому и чухломскому чудотворцу.

Преподобный Авраамий Галичский.
Икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА)

Преподобный Авраамий (скончался 20 июля 1375 года) был пострижен в монашество святым Сергием Радонежским и долгое время жил в его обители под его непосредственным руководством. За свою благочестивую и подвижническую жизнь он был здесь же удостоен посвящения в сан священника. Стремясь к строгим подвигам иноческого жития и желая подвизаться в тишине и вдали от мира, Авраамий просил преподобного Сергия благословить его на пустынное жительство. Напутствуемый благословением преподобного Сергия Радонежского Авраамий отправился искать себе пустынное место для жительства. По указанию Божию он пришел к Галичскому озеру и остановился на его пустынном северном берегу против города Галича в нынешней Костромской губернии. Дикая и пустынная местность с высокой горой, покрытой дремучим лесом, понравилась ищущему уединения иноку, и он обратился с горячей молитвой к Божией Матери, прося у Нее благословения для своей пустынной жизни.

— О, Пресвятая Госпоже, Пречистая Богородице, Матерь Христа моего, Ходатаица, Заступница, Крепкая Помощница всего рода христианского, — так молился он, — буди и о мне грешном Ходатаицею и Молитвенницею к Сыну Своему и Богу нашему, да призрит на смирение мое. Его ради исшел я в пустыню сию. Тебя, Матерь сладкого мне Христа, предлагаю Молитвенницею о мне, ибо Ты — Спасение и Пристанище всем.

Совершив эту молитву, Авраамий пропел еще акафист Богоматери и затем присел немного отдохнуть. Вдруг он увидел на соседней с ним горе яркий свет и услышал выходящий оттуда голос:

— Авраамий! Взойди на гору, где стоит икона Божией Матери.

Пораженный и изумленный Авраамий повиновался: взойдя на гору, где сиял свет, он увидел на дереве икону Богоматери с Предвечным Младенцем. Икона сияла таким ослепительным светом, что преподобный, будучи не в состоянии вынести его, пал ниц на землю и долго так пролежал, плача от умиления и восторга. Затем вторично послышался голос:

— Авраамий! Встань и укрепись!

Когда он поднялся, света уже не было вокруг иконы. Инок стал со слезами молиться. В это время икона сдвинулась со своего места и сама сошла на руки преподобного. Плача от радости, Авраамий повторял с умилением евангельские слова: «Откуда мне сие, яко прииде Мати Господа Моего ко мне».

Благоговейно приняв дивную икону и поставив ее на дереве, Авраамий обратился с молитвой к Господу: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, Иисусе Христе! Ты сподобил меня видеть икону Матери Твоея в пустыне сей и от нее озарил меня зарею неизреченного Твоего света». Взволнованный этим чудом, он всю ночь провел без сна, занимаясь неустанным воспеванием благодарственных песней в честь Богоматери.

Через некоторое время Авраамию пришла мысль: взять икону, идти с ней в другое место, туда, куда укажет Божия Матерь, направляющая путь его. Размышляя об этом, Авраамий заснул. Вдруг во сне он услышал голос от иконы:

— Авраамий! Пребудь на месте сем, и спасешься, и обитель воздвигнешь во упокоение мне. Я не оставлю тебя и учеников твоих, снабжая и соблюдая их во все дни живота твоего; и не только во время жизни твоей, но и по твоем к Богу отшествии Я неотступна буду от обителей твоих, покрывая их и даруя им всякое изобилие.

Голос умолк, и Авраамий пробудился. Возблагодарив Богоматерь за столь милостивое Ее обетование, Авраамий оставил свое намерение переходить в другое место.

Но все-таки через несколько дней Авраамий перешел на другую близлежащую гору, которая была просторнее и с источником, протекавшим тут же. Авраамий в простоте своего смиренного сердца помышлял, что этим переходом он не нарушил открытой ему в сонном видении воли Богоматери. На этой горе он отстроил «церковь малу» (часовню), в которую поставил икону Божией Матери. Пропев перед ней акафист, преподобный с наступлением ночи уснул. Утром, проснувшись, он вошел в часовню на обычное правило и, к своему ужасу и горю, не нашел здесь святой иконы. С великой скорбью и горестью обратился преподобный с молитвой к Богоматери.

— Почто оставила Ты меня, — горестно восклицал он, — куда ушла Ты? Я возвеселился об обретении Твоем и ничего не сделал перед Тобою, Владычице, и Ты оставила меня.

После этой молитвы преподобный Авраамий пошел на ту гору, где явилась ему икона Богоматери, и, к своей великой радости, нашел здесь на прежнем месте на дереве исчезнувшую столь таинственно от него святыню. Тогда Авраамий уразумел, что преступил повеление Богоматери, и каялся теперь перед Ней.

— Я согрешил пред Тобою, — говорил он со слезами, — ибо перенес Тебя с места, которое Ты избрала Сама.

Немедленно перенес он построенную им часовню на эту гору, избранную Самой Богоматерью, и окончательно поселился здесь.

Недолго старец жил в безмолвии и уединении. Скоро слух о нем и о чудотворной иконе дошел до галичского князя Дмитрия Борисовича (в житии указано отчество князя — Федорович; в других источниках варианты отчества — Борисович, Иванович; согласно новейшим исследованиям, правильным является — Борисович), который послал к Аврамию своих людей просить его прийти к нему вместе с иконой Богоматери. Сначала Авраамий отказался, но когда князь вторично произнес ту же просьбу, подвижник принужден был уступить. Переехав в лодке через Галичское озеро, он прибыл в город, неся с собой святую икону. У городских ворот его встретил собор городского духовенства и множество народа, а возле церкви Преображения сам князь с семейством. Князь принял святую икону, облобызал ее, сам внес в соборную церковь и поставил на почетном месте. Началось молебствие. Его совершал сам преподобный Авраамий в сослужении всего духовенства и соборного клира. Со всего города сюда были принесены различные больные; Авраамий окропил их святой водой, и когда они прикладывались к святой иконе, то получали исцеление.

Преподобный Авраамий рассказал князю о явлении чудотворной иконы и о данном обетовании Богоматери относительно монастыря. Князь умилился и пожертвовал большое имение на построение обители и вообще оказал живое содействие всему делу. Благодаря этому скоро была сооружена на указанном Богоматерью месте взамен «церкви малой» церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и около нее основан монастырь. Он существует и поныне и носит название Галичской Городецкой Покровской пустыни. Вероятное время его основания — начало 60-х годов ХIV века, так как князь Димитрий Борисович правил в Галиче в 1360-1363 годах.

От этого названия монастыря и находящаяся в нем икона иногда называется Городецкою. Празднование ей совершается три раза в год: 28 мая, 20 июля и 15 августа.

Поскольку для жителей Галича монастырь находился за озером, то получил у них название Заозерский Новый (Новоезерский). В XIV-XVII веках этот монастырь являлся одним из главных духовных центров края, иноки которого распространяли и утверждали христианство среди местного языческого населения (чуди).

Авраамиев Новозаозерский монастырь — первая из 4 обителей, основанных преподобным Авраамием в Галичском княжестве.

Во 2-й половине XVII века здесь была возведена каменная церковь Успения Божией Матери с приделом во имя преподобного Авраамия Галичского, а в 80-90-х годах XVII века — небольшая каменная церковь во имя апостолов Петра и Павла. Сведений о земельных владениях монастыря не сохранилось. Известно лишь, что в начале XVII века в кремле Галича у обители имелся свой двор.

В 1773 году монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь — погост Умиление, или Новый монастырь (на месте монастыря — современное село Умиленье). В XVIII — начале XX века Галичская икона являлась одной из главных святынь Галичского уезда и всего Костромского края. Несколько раз в год ее носили крестным ходом не только по Галичскому уезду, но и в соседние — Чухломской и Солигаличский уезды.

Прп. Авраамий Галичский. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМиАР)

Вероятно, во 2-й половине XVIII века Галичскую икону украсили серебряной позолоченной ризой. В 50-х годах XIX века, после капитальной перестройки Успенской церкви, один из ее приделов, посвященный преподобному Авраамию Галичскому, получил дополнительное посвящение в честь Галичской иконы.

До начала XX века близ бывшей обители на берегу Галичского озера сохранялась деревянная часовня, поставленная на месте подвигов прп. Авраамия.
После революции, в 20-х годах XX века, Галичскую икону продолжали носить по Галичскому и другим уездам Костромской губернии, за что причт Успенской церкви неоднократно подвергался со стороны властей административным преследованиям.

Основанный на указанном Богородицей месте Авраамиев Городецкий Покровский монастырь после революции в 1929 году был закрыт, братия монастыря приняла мученическую кончину.
В 1932 году Успенскую церковь закрыли. По свидетельству старожилов, последний служивший в ней священник Алексий Стригалёв, покидая село, взял с собой и Галичскую икону; дальнейшая судьба иконы неизвестна. В 1977 году Успенская церковь выгорела во время пожара.

Еще одним местом особого почитания Галичской иконы являлся Авраамиев Городецкий в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь на Чухломском озере, для которого был создан точный список с явленного образа. Время его создания неизвестно, в 1-й половине XIX века он уже находился в обители.

В конце 40-х годов XIX века вместо небольшого Ильинского придела Покровского собора, возведенного в 1608-1631 годах над местом погребения преподобного Авраамия Галичского, решили построить новый большой храм, проект которого в 1851 году утвердил император Николай I (из-за начавшейся в 1853 году Крымской войны строительство было отложено). В 1857 года Ильинский придел разобрали, и к Покровскому собору пристроили пятиглавый четырехстолпный собор в честь Галичской иконы (освящен в 1867 года), куда перенесли икону.

В 1919 году Авраамиево-Городецкий монастырь был упразднен, однако его последнему настоятелю архимандриту Серапиону (Михайлову; 1875-1942) и братии удалось зарегистрироваться, как приходской общине. Богослужения в обители продолжались до декабря 1928 года, когда храмы окончательно закрыли, а насельники были изгнаны из монастыря.
На его территории с середины двадцатых годов размещался детский дом, с 1935 года до конца пятидесятых годов – машинно-тракторная станция. До 1975 года в келейном корпусе располагалась средняя школа, переведенная затем в новое здание в селе Ножкино.

В марте 1991 года Костромской облисполком утвердил решение Чухломского райисполкома о передаче Костромской епархии всего ансамбля монастырских зданий.
Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 марта 1991 года.

Уже в 1992 году был восстановлен Никольский надвратный храм, в 1993 году – расчищен колодец преподобного Авраамия; 31 июля 1993 года в монастырь из Успенского храма города Чухломы перенесли хранившийся там с 1928 года старинный надгробный покров с раки святых мощей городецкого подвижника.

1 августа 1994 года состоялось первая Божественная литургия в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление».
При монастыре действуют братство во имя преподобного Авраамия Городецкого, детский приют для мальчиков-сирот, Свято-Покровское Параскево-Пятницкое сестричество.

В монастыре особо чтится список (копия) древнего образа Галичской Чухломской иконы Пресвятой Богородицы.

Кроме Городецкой Покровской пустыни, преподобный Авраамий в разных местах основал еще несколько монастырей. Последний из основанных им монастырей был Чухломский, на берегу Чухломского озера, против города Чухломы. По имени этого монастыря и Авраамий получил название Чухломского. Поэтому и обретенная им икона Божией Матери Галичская называется еще и Чухломской.

Во Введенском кафедральном соборе Галича находится уцелевший в советское время список с Галичской иконы конца XIX века, выполненный, как сказано в надписи на нем, «мерою и подобием».

В середине 90-х годов XX века с него была сделана копия, установленная в иконостасе собора в честь Галичской иконы возрождающегося с 1991 года Покровского монастыря.

5 июня 2000 года в Галиче, в день празднования 650-летия явления Галичской иконы, во главе с архиепископом Костромским и Галичским Александром (Могилёвым) был совершен крестный ход со списком Галичской иконы конца XIX века через Галичское озеро на место явления образа и отслужен молебен.

Далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.