ПУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПЕРСПЕКТИВА СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

путь человечества

Реальность такова, что человечество решительно и неуклонно продолжает идти путем, предначертанным материалистической идеологией. Претворение в жизнь ее идей и лозунгов: «Удовлетворение постоянно растущих материальных потребностей», «Производство средств производства для производства средств производства», «Хватит ждать милости от природы, взять ее богатства — наша задача» — привело к тому, что у подавляющего большинства людей и в самом деле «бытие определяет сознание». Человек включился в глобальный круговорот веществ и элементов наравне с мертвой материей, не утруждая себя задуматься о своем ином, более достойном разумного существа предназначении.

В каждом поколении появлялись люди, утверждавшие, что такое состояние человечества и мира в целом вечно продолжаться не может, и предрекали неминуемый «конец света». Поэтому, чтобы не оказаться в числе очередных провозвестников очередного «конца», мы должны ответить на вопрос: а как долго может просуществовать этот мир и населяющее его человечество, которое фактически является мощной разрушительной силой?

В наиболее общем виде ответ известен: так долго, пока не будет исчерпан запас доступной энергии, способной совершать полезную работу согласно Второму началу термодинамики. Здесь же следует предположить, что уровень энергии, доступной человеку для его жизнедеятельности, ниже общего ее запаса в материальном мире, т.к. очевидно, что использование человеком того или иного вида энергии ограничивается опасными последствиями ее использования. К примеру, применить огромные арсеналы ядерных и термоядерных бомб для освещения городов или отопления жилищ невозможно, ибо последствия их взрыва губительны для человека. «Мирный атом» ведет к сходным результатам, но в будущих поколениях, из-за связанного с ним извлечения из земных недр и концентрации в биосфере радионуклидов.

Не имеет смысла говорить о «конце света», сроке его наступления, поскольку для нас, людей, это величина неизвестная и неопределенная как с научной, так и с религиозной точки зрения. Намного более важно понять, что уже в обозримом будущем человечество в своей глобальной деятельности подойдет ( а возможно, уже подошло ) к некоему рубежу, за которым результаты использования как старых, уже известных и применяемых источников энергии, так и каких-либо новых, в данный момент еще не открытых наукой или не освоенных технически, — будут сведены к нулю и даже отрицательны вследствие обратного влияния последствий их использования.

Рассмотрим единую схему взаимосвязи такого рода действий и противодействий в отношениях человека и материального мира ( рисунок ниже ).

[SWF]http://cosmograph.ru/wp-content/uploads/2011/06/shema1.swf, 620, 780[/SWF]

Схема эта показывает, что человечество, отвергнув свое истинное предназначение и прельстясь идеями материального потребительства, не ограниченного разумной мерой и духовной упорядоченностью, попало в замкнутый порочный круг, вернувшись к исходной точке с тяжелым грузом не только уже существовавших ранее, но и многочисленных новых, искусственно созданных и глобальных проблем.

Материалистическое мировоззрение современного человека губительно отражается на состоянии внешнего, материального мира, и самого человека как части этого мира. Разрушительному воздействию подвергается и духовная сущность человека.

Руководствуясь принципом постоянного стремления к удовлетворению все время возрастающих материальных потребностей, человек видит цель и смысл жизни в достижении все новых и новых, более высоких уровней материального потребления, в непрерывной гонке вверх по лестнице социального положения. Давно уже стало ясно, что никакое общественное устройство не может гарантировать всем индивидуумам «равные стартовые возможности» в этой всеобщей гонке вследствие изначального, внутреннего неравенства людей ( их духовных и физических возможностей ) и совершенно различных внешних факторов ( неравноценность исходного, от рождения, положения на том или ином уровне материального потребления ). Таким образом, очевидно, что социальное неравенство индивидуумов заложено уже во внутренней сущности человека. Поэтому при рассмотрении процессов, происходящих в человеческом обществе, неприменимо понятие «справедливость», ибо оно требует прямой пропорциональной зависимости общественного ( материального ) положения человека от затраченной им на это энергии своих действий. Но так как в виду многообразия иных форм и источников энергии, действующих в мире и взаимодействующих друг с другом, прямая зависимость между действием и результатом отсутствует, описание этих процессов возможно через категорию целесообразности.

Реализация принципа свободы воли дает человеку возможность оптимизации своих материальных потребностей в соответствии со своими возможностями ( его совокупным духовным и физическим потенциалом ). Но это достигается путем внутренней духовной работы, разумного критического самоанализа, к чему как раз и не склонна большая часть человечества, предпочитая иной путь.

Включаясь в борьбу за материальные блага, находясь на уровне потребления (А), и стремясь вырваться на более высокий уровень (В), человек затрачивает значительное количество духовных и физических сил. Вот два возможных результата действий:

1) Положительный результат: человек достигает желаемого уровня потребления (В). Последствия этого достижения:

а) Наступает частичная ( но далеко не полная ) компенсация затраченной человеком энергии: он испытывает удовлетворение новым уровнем ( частичная компенсация духовных затрат ), улучшается его качество жизни, в т.ч. — его бытовое положение и медицинское обслуживание /частичная компенсация физических затрат/.

б) Нарушение первоначального состояния равновесия в системе взаимодействия человека и части окружающего мира, подвергшегося его действию; установление равновесия на новом уровне с более высокой энтропией. Это означает:

— усиление разрушения в той части мира, которая подверглась действию индивида;

— духовное и физическое саморазрушение индивида.

Учитывая, что за время своей жизни человек постоянно стремится к все более и более высоким уровням потребления /вследствие приверженности материалистическому принципу/, конечным результатом его деятельности будут огромные разрушительные последствия в сфере его действия, и его личная духовная и физическая деградация, полный жизненный крах, и перед лицом смерти — отсутствие права на удел в Грядущем мире.

2) Отрицательный результат: человек не достигает желаемого уровня потребления (В), остается на прежнем уровне (А), или скатывается на еще более низкий уровень (Ао). Следствие: затраченная энергия ничем не компенсируется. К этой многочисленной группе относятся те, кто хочет и пытается, но никак не может достичь желаемого уровня в силу внешних ( обстоятельства жизни ) и внутренних ( собственная духовная и физическая ограниченность ) причин. В различных условиях это приводит к двум возможным последствиям:

а) Если различные внешние условия угнетающе действуют на социально-политическую активность людей, то указанное отсутствие компенсации затраченной энергии у каждого из них в отдельности приводит к духовному и физическому саморазрушению ( деградации ) этих индивидуумов, а также росту преступности и насилия в обществе.

б) В условиях, способствующих высокой общественно-политической активности, у этой группы людей появляется возможность скомпенсировать свои духовные и физические потери путем социальной революции, насилия над теми, кто занял более высокие уровни материального потребления в обществе.

Революции происходят при стечении всех материальных предпосылок ( как объективных, так и субъективных ), но существенно важна здесь духовная компонента, трансцендентно определяющая активность человеческих душ, действующих в мире. Революция — это высшая форма разрушительной деятельности человека, но она закономерна и целесообразна, как и все в этом мире, ибо лишь венчает и доводит до логического завершения все остальные формы человеческих преступлений.

По пути самоуничтожения человечество движется то медленно и постепенно, то стремительно, и вопрос состоит не в поиске справедливости и оправданности той или иной формы этого движения, а в осознанном и полном отказе от самой материалистической идеологии — идеологии самоуничтожения.

Каждый человек, исходя из Богом данного ему права свободного выбора, в силах решить для себя этот вопрос, отвергнуть путь безумной гонки за насыщением своей утробы, с каждым шагом становящейся все более жадной и ненасытной, и «познать самого себя», разумно оценить свои духовные и физические силы, привести в соответствие с ними, оптимизировать свои материальные потребности, чтобы избежать потерь, которые превысят и поглотят все его приобретения. Человечество, составленное из таких духовно прозревших индивидуумов, откроет себе путь к новой цивилизации.

путь человечества

2 мысли о “ПУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПЕРСПЕКТИВА СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ”

  1. Гарна стаття. Дякую! Приємно усвідомлювати, що ти не один, хто це розуміє.

  2. Действительно, все именно так. Редко кто вообще рассуждает на эту тему. Материальный мир движется в пропасть, к своему естественному концу. Вероятно, у человечества есть возможность (совершенно фантастическая!): осознав гибельность этого движения, резко развернуться и пойти по пути духовному, отринув маниакальное стремление накапливать и потреблять материальные блага.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

часы вне времени