Нередко произведения искусства наделяются своего рода непогрешимостью, мистической неприкосновенностью. Едва ли не к любому результату творческих усилий человека применяется словосочетание «великое искусство». Особенно это касается музыкальных произведений, живописи и кино. С литературой сложнее: банальная малограмотность видна многим, да и элементарное чувство слова в крови у каждого от природы. Поэтому «черный квадрат» Малевича принято считать шедевром изобразительного искусства, а слово «четырехугольник» не принято считать гениальным стихотворением.
Изощренность, новизна или оригинальность — это еще не признаки таланта. За обилием приемов и символов может оказаться и болезнь, и пустота, и беспомощное метание души. Не поиск, а именно метание, лишенное ориентиров и позитивного содержания. Поэтому кроме школы, жанра, художественного языка и т.п. в произведениях искусства следует анализировать их нравственный смысл. Это можно и нужно делать потому, что красота и эстетика тесно связаны с нравственностью и этикой. Не только от профессионализма, но и от того, какое мировоззрение, какую идеологию, какое чувство и какой призыв заложит автор в свое произведение, зависит — будет ли оно красивым. Красота объективна и по форме, и по содержанию, а значит возможно критическое отношение к произведениям искусства!
Во-первых, существуют математические законы гармонии, нарушение которых делает произведение некрасивым, негармоничным, непропорциональным, т.е. уродливым. Но это всего лишь один из самых элементарных, поверхностных критериев. Во-вторых, добро и красота, происходящие от одного Творца – Бога – тесно взаимосвязаны. То есть добро — красиво, зло — уродливо, и по-другому быть не может! Только согласившись с этим тезисом можно признать искусство культурно и нравственно созидающим, воспитывающим. Иначе, приведя ребенка в музей, мы рискуем научить его дурному. Так иногда и случается вследствие некритического отношения к искусству, которое отражает нравственное состояние художника. Если направление его исканий добродетельно — результат творчества будет окрашен положительно. И наоборот, если художник, писатель, композитор или философ развращен и его помыслы нечисты, то энергия его развращенности отразится в произведении, которое, даже если и создано талантливо, будет (одновременно): некрасиво, безнравственно, разрушительно и лживо, ибо, где нет красоты и доброты, там нет и истины.
Зло основано на лжи. Это очевидно не только в области искусства, но и в области философии, социологии или, скажем, психологии. Так, например, психоанализ Фрейда интересен, но лжив, а вместе с тем и уродлив. Лжив, потому что все желания и устремления человека, его мысли и поступки объясняются, мягко говоря, приземленно. Фактически предпринята попытка перечеркнуть духовную природу, высокие искания и проявления души. Это клевета на человека, сотворенного по образу Божиему. Поэтому измышления Фрейда неэтичны и неэстетичны.
Современная массовая культура — это не только мощнейшее оружие против традиций, эстетики, памяти народа; это еще и олицетворение нравственного тупика авторов, знак деградации их сознания и психики. И здесь уже неуместно либерально-демагогическое заявление «о вкусах не спорят». Чувство вкуса у человека или есть, или его нет. Оно может быть развито или недоразвито, а может быть и извращено. Красота при этом останется красотой, а уродство — уродством, белое останется белым, а черное — черным. Невежество, слабоумие, пошлость, развращенность — объективны и заметны трезвому наблюдателю. Конечно, применение нравственных критериев в опыте осмысления произведений искусства потребует не только высокой культуры, но и высочайшего нравственного, духовного авторитета. Поэтому в спорных ситуациях, думаю, не обойтись без соборного голоса Церкви.
А как часто в сознание юных ценителей искусств со страниц романов, с живописных полотен и с театральных подмостков врываются демоны, мефистофели и прочие бесы. Изображение зла в произведениях искусства, безусловно, возможно, однако различна окраска и сущность этих изображений. Если художник или композитор в своем творчестве воспевает зло, сочувствует мефистофелю или пытается приукрасить рогатого мерзавца, то это уже не борьба со злом, а служение ему. Примеров тому немало и в античном искусстве, и в творениях эпохи Возрождения, и в более современных художествах. Безусловно, талантливое произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» неслучайно используется многими сатанистами для подтверждения «целесообразности» служения злу. Автор по какому-то темному внушению перевернул с ног на голову реальное соотношение света и тьмы, добра и зла… Иешуа бывает малодушен, и человеческая слабость нередко затмевает Божественную волю. Значение Его служения и крестной жертвы намеренно принижены, а евангельские свидетельства искажены. Воланд изображен респектабельным, могущественным и привлекательным. Его спутники наделены в романе обаянием и чувством юмора. Бесчинства и беззакония разгулявшейся нечистой силы представлены почти невинными шалостями. Писатель уходит от разоблачения темных героев и умалчивает о том, что за пристойной формой любого проявления зла скрываются гнусное содержание, подлость, нечистота, разрушение и уродство — без оттенков и оговорок. Булгаков делает эту адскую компанию сознательными вершителями справедливости. Однако каждый христианин знает, что лишь Господь может неправедные устремления злодеев сделать орудием наказания за грех или средством испытания для праведников. Бесы же всегда остаются подлыми врагами человека и обманщиками.
В романе гость из преисподней демонстрирует свое превосходство над апостолом и договаривается с Богом чуть ли не на равных, словно они делают одно «общее дело»… В действительности Господь не ведет переговоров с Люцифером, а ввергает его в ад, побеждает зло в каждом его проявлении и качестве. А сколько примеров из святоотеческой литературы свидетельствуют о том, как Божии угодники заставляли бесов трепетать и «уносить ноги». Так что «моська» не противник «слону», и участь демонов предрешена.
Наконец Булгаков показывает зло чрезвычайно красочным, отчетливым, осязаемым и реальным. Это многих сбивает с толку, ибо тьма – не есть самостоятельная реальность. Она всего лишь — отсутствие света. Зло возникло как следствие неисполнения Божией воли. И там, где процветают добродетели, зло в бессилии рассыпается. А с ним рассыпаются в небытии все образы и перспективы, предлагаемые человеку силами тьмы.
Перевертышами пестрит и современная рок-культура, навязывающая народу неверные ценности и неверные оценки, тиражирующая порок и воспитывающая привычку ко греху.
Думается, единственный достойный и честный способ изображения откровенного зла в произведениях искусства – это изображение именно его слабости, дешевизны, обреченности, а вместе с тем — иллюзорности неправедных достижений. Следует развенчивать лукавство бесов, а не лгать вместе с ними. Над злом можно смеяться, показывать борьбу и победу над ним.
Так, на иконах и фресках Христос побеждает смерть, Георгий Победоносец поражает змия копьем, апостол Павел сжигает змею в огне, а бесы побеждены и терпят мучения …
Искусство – это важный, неотъемлемый элемент культуры народа или страны, а вне культуры нет социальной нравственной личности. Искусство способно заражать и вдохновлять, воздействовать на эмоции человека. Как известно, от эмоциональной сферы в значительной степени зависят многие волевые решения человека – нравственные или безнравственные. И если мы говорим, что красота воспитывает в позитивном смысле этого слова, значит, красота олицетворяет добродетели, высокие идеалы и ценности. Тогда безнравственность и тьма — это не красота, а стало быть — уродство.
Как уже говорилось, разрушение формы и гармонии, хаос красок, слов или звуков — это следствие некрасивых и недобрых мыслей и чувств, следствие развращенности или болезненного воображения живописца, композитора, писателя или режиссера. Автор может поделиться и своим здоровьем, и своей болезнью, разрушительными устремлениями. Последнее нежелательно и опасно.
Не всякий выход в концертный зал или театр может способствовать воспитанию добрых качеств, просвещению и облагораживанию души. К сожалению, возможно и обратное — помрачение ума и сердца, а в некоторых случаях — эмоциональное соучастие в поклонении идолу, воспетому заблудившимся художником. Только подлинная красота, создаваемая людьми в моменты искренней обращенности к Богу, озаряющему благодатью их произведения, может называться высоким искусством и приносить добрые плоды.
Надеюсь, просвещенный читатель не станет искать в этой публикации признаки «охоты на ведьм» и призывы к «партийной» цензуре. Скорее, речь идет о призыве к гражданской ответственности, адресованном самим творческим людям. Талант или способность не наделяют человека неограниченным правом безудержной самореализации. Важно помнить о цели и о последствиях, чтобы не превратиться в творческое животное. Напротив – обращение к добродетельным темам и нравственным образам в искусстве вовсе не гарантирует, что взялся за них человек талантливый или достойный. Тем внимательнее нужно внутреннему критику и обществу отсекать «третий сорт». Иногда, для этого достаточно выключить радио или выбросить недостойную книгу.